Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Стоглав и его место в русской канонической традиции
Сводная Кормчая до сих пор не стала предметом источниковедческого изучения. Проблема ее состава лишь частично поставлена в работах Б.М. Клосса (см. Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII вв. М., 1980); А.И. Плигузова (см. Плигузов А.И. Противостояние митрополичьей и Вассиановой Кормчих накануне судебных заседаний 1531 г. // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М., 1985. С. 23-53); Е.В. Беляковой (см. Белякова Е.В. Об одном источнике жития митрополита Ионы // Архив русской истории. М., Вып. 2. 1992. С. 171- 178).
Речь Карла на соборе 789 г. удивительно напоминает речь Ивана Грозного: "Посему нам было угодно обратиться к вашей опытности, о пастыри церкви Христовой, руководители стада ее и яркие светочи мира, чтобы вы с заботливым бдением ревностными убеждениями старались привести народ Божий к пастбищам жизни вечной, и потщались силою добрых примеров и назиданий ввести заблудших овец в крепкую ограду церкви, дабы коварный волк не пожрал кого-нибудь переступившего за черту канонических правил, или вышедшего за предания вселенских соборов, чего Боже избави..." из "Capitulare ecclesiasticum" // Стасюлевич М. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Т. II. СПб., 1864. С. 62.
Щапов Я.Н. Указ. соч. С. 116.
Емченко Е.Б. Стоглав. Исследование и текст. С. 135.
Там же. С. 141.
Белякова Е.В. Мазуринская редакция Кормчей и ее историко- культурное значение на Руси. Канд.дисс. М., 1998.
Ее же. Об одном источнике жития митрополита Ионы. С. 171-178.
Плигузов А.И. Указ. соч. С. 25-53.
Емченко Е.Б. Стоглав. Исследование и текст. С. 326.
Там же. С. 274.
Там же. С. 255.
См. Каштанов С.М. Церковная юрисдикция в конце XIV - начале XVI вв. // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сборник статей. М., 1990. С. 162; Флоря Б.Н. Отношения государства и церкви у восточных и западных славян. М., 1992.
Емченко Е.Б. Церковный суд в постановлениях Стоглавого собора 1551 г. (в печати).
Шмидт С.О. Соборы середины XVI в. // История СССР. 1960. N 4; Корецкий В.И. Стоглавый собор // Церковь в истории России (XI в. - 1917 г.) Критические очерки. М., 1967; Н о со в Н.Е. Становление сословно- представительных учреждений в России. Л., 1969; Черепнин Л.В. К истории Стоглавого собора 1551 г. // Средневековая Русь. М., 1976. С. 119-120.
Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в северо-восточной Руси. М.; Л., 1947. С. 410-412; его же. Исследования по истории опричнины. М., 1963.
Щапов Я.П. Указ. соч.
Запись воспроизводится по: Русская Правда. Т. 1. М.; Л., 1940. С. 145- 146.
Zuzеk J. Kormcaja Kniga//0rientaiia Christiana Analecta. 168. Roma, 1964; Кормчая. М., 1650.
Другие статьи по теме: - Стоглав и его место в русской канонической традиции - Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е - Неоготика - Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.) - О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|