Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Стоглав и его место в русской канонической традиции


Источники Стоглава, несомненно, нуждаются в дальнейшем выяснении. Литературный характер памятника - включение в его состав целых трактатов по различным проблемам, а также обильные цитаты (точнее, главы) из Кормчих и других памятников - делают необходимым постановку вопроса о том, какие конкретно рукописи использовались его составителем. Изучение работы составителя Стоглава (чем он располагал и как использовал свои источники) - одна из задач, стоящих перед современным исследователем. Отсутствие изданий Сводной Кормчей - наиболее оригинального русского канонического свода , из которого составитель заимствовал значительную часть своих обоснований по каноническим вопросам, - а также нерешенность вопроса о том, каким списком (списками) Кормчей русской редакции пользовался автор Стоглава, создают серьезные препятствия для дальнейшего изучения не только Стоглава, но и канонических памятников "макарьевской" эпохи середины XVI в. Это препятствие досадно еще и потому, что XVI в., несомненно, один из переломных этапов развития канонического права не только в России, но и в Европе, где протестанты, с одной стороны, отказались признавать Corpus juris canonici, а с другой - начали печатать и изучать уже на научной основе греческие своды церковных канонов.

Анализируя проблематику Стоглава, Е.Б. Емченко отказывается рассматривать проблему содержания как отражение полемики между "нестяжателями" и "иосифлянами". Она выделяет несколько тем Стоглава: это, во-первых, "священство" и "царство" и их "согласие"; некоторое противопоставление этих двух понятий возникнет в спорах XVII в. Тема Стоглава - это устройство православного царства, где каждый должен строго подчиняться закону православной веры, а царю предоставлено право следить за его соблюдением. Эта концепция последовательно отражалась в мероприятиях, проводимых митрополитом Макарием: в 1547 г. - венчание Ивана Грозного на царство; за ним следует канонизация новых чудотворцев, призванная укрепить это новое царство, которая тоже проходит "повелением благочестивого царя". И хотя Стоглав занимается исключительно церковными делами и реформами, проблематика этих реформ задается в форме "царских вопросов".


Почти все исследователи Стоглава считали, что вопросы составлены не царем, а либо митрополитом Макарием, либо членом так называемой Избранной рады, священником Благовещенского собора Кремля Сильвестром, и это при том, что исследование рукописной традиции "царских вопросов" не было осуществлено. Несомненно, Стоглав строился по определенным образцам рукописной традиции Кормчих, помещавших законодательство византийских императоров под соответствующими заголовками: "Новые заповеди царя Юстиниана", "Новая заповедь благочестивого царя Алексея Комнина", "Закон судный царя Константина Великого", "Леона царя премудрого главизны", "Воспоминания церковного соединения при Константине и Романе". Характерно, что форма вопросов-ответов свойственна не законодательству императоров, а постановлениям Константинопольских патриархов. Например, глава 54 Сербской Кормчей "Главы церковные и вопросы правильные и ответы святого собора, бывшего в дни преосвященного и вселенского патриарха Николы Константина града", глава 61 - "Ответы правильные Тимофея, святейшего архиепископа Александрийского". Из правил русских иерархов в вопросах и ответах было широко распространено вошедшее в состав русской редакции Кормчей "Вопрошание Кириково".

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  

Другие статьи по теме:

- Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века
- Ассимиляция наукой древних знаний: личное бессмертие
- Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь
- Стоглав и его место в русской канонической традиции
- Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи