Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Стоглав и его место в русской канонической традиции
Источники Стоглава, несомненно, нуждаются в дальнейшем выяснении. Литературный характер памятника - включение в его состав целых трактатов по различным проблемам, а также обильные цитаты (точнее, главы) из Кормчих и других памятников - делают необходимым постановку вопроса о том, какие конкретно рукописи использовались его составителем. Изучение работы составителя Стоглава (чем он располагал и как использовал свои источники) - одна из задач, стоящих перед современным исследователем. Отсутствие изданий Сводной Кормчей - наиболее оригинального русского канонического свода , из которого составитель заимствовал значительную часть своих обоснований по каноническим вопросам, - а также нерешенность вопроса о том, каким списком (списками) Кормчей русской редакции пользовался автор Стоглава, создают серьезные препятствия для дальнейшего изучения не только Стоглава, но и канонических памятников "макарьевской" эпохи середины XVI в. Это препятствие досадно еще и потому, что XVI в., несомненно, один из переломных этапов развития канонического права не только в России, но и в Европе, где протестанты, с одной стороны, отказались признавать Corpus juris canonici, а с другой - начали печатать и изучать уже на научной основе греческие своды церковных канонов.
Анализируя проблематику Стоглава, Е.Б. Емченко отказывается рассматривать проблему содержания как отражение полемики между "нестяжателями" и "иосифлянами". Она выделяет несколько тем Стоглава: это, во-первых, "священство" и "царство" и их "согласие"; некоторое противопоставление этих двух понятий возникнет в спорах XVII в. Тема Стоглава - это устройство православного царства, где каждый должен строго подчиняться закону православной веры, а царю предоставлено право следить за его соблюдением. Эта концепция последовательно отражалась в мероприятиях, проводимых митрополитом Макарием: в 1547 г. - венчание Ивана Грозного на царство; за ним следует канонизация новых чудотворцев, призванная укрепить это новое царство, которая тоже проходит "повелением благочестивого царя". И хотя Стоглав занимается исключительно церковными делами и реформами, проблематика этих реформ задается в форме "царских вопросов".
Почти все исследователи Стоглава считали, что вопросы составлены не царем, а либо митрополитом Макарием, либо членом так называемой Избранной рады, священником Благовещенского собора Кремля Сильвестром, и это при том, что исследование рукописной традиции "царских вопросов" не было осуществлено. Несомненно, Стоглав строился по определенным образцам рукописной традиции Кормчих, помещавших законодательство византийских императоров под соответствующими заголовками: "Новые заповеди царя Юстиниана", "Новая заповедь благочестивого царя Алексея Комнина", "Закон судный царя Константина Великого", "Леона царя премудрого главизны", "Воспоминания церковного соединения при Константине и Романе". Характерно, что форма вопросов-ответов свойственна не законодательству императоров, а постановлениям Константинопольских патриархов. Например, глава 54 Сербской Кормчей "Главы церковные и вопросы правильные и ответы святого собора, бывшего в дни преосвященного и вселенского патриарха Николы Константина града", глава 61 - "Ответы правильные Тимофея, святейшего архиепископа Александрийского". Из правил русских иерархов в вопросах и ответах было широко распространено вошедшее в состав русской редакции Кормчей "Вопрошание Кириково".
Другие статьи по теме: - Стоглав и его место в русской канонической традиции - первая женщина- библиотекарь/ статья м.п.спиридоновой - Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви - Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России - Духовная эволюция или деградация?
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|