Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Стоглав и его место в русской канонической традиции


Для составителя Стоглава на первом месте стоит "божественное писание", затем "священные правила", "царский закон" и "земский обычай". Как написано в главе 46: "Но токмо в писании глаголеть, земский обычай - неписанный закон. Яко же благочестивии цари и князи внешними законы, по Бозе рассудив, уставляют, да держится твердо, ничто же претворяюще" .

Стоглав создавался тогда, когда в Москве уже делались первые попытки организации книгопечатания, но сам памятник целиком принадлежит к рукописной традиции, и как памятник этой традиции допускает исправления и переработку, о чем свидетельствуют его списки. Важно отметить, что стремясь к единообразию в обряде. Стоглав, тем не менее, допускает возможность существования разных традиций. В этом плане показательна глава 9 (указ божественной службы), в которой говорится о Символе веры: ""И в Духа Святаго истиннаго и животворя-щаго" - ино то гораздо. Неции же глаголют "и в Духа Святаго Господа истиннаго" - ино то не гораздо. Едино глаголати или Господа или истиннаго" . В памятник, называемый "соборным уложением", включены и замечания на него митрополита Иоасафа с собором Троицких старцев, в которых подтверждается правильность решений Стоглава, но говорится и о невозможности выполнять некоторые его решения для Троице- Сергиева монастыря.

Значение Стоглава состоит в том, что в нем затронуты практически все стороны русской церковной жизни: церковное богослужение, управление епархиями и суд, монастырский порядок, поведение мирян. Особое значение имели решения Стоглава по вопросам церковного суда. Не случайно на соборе 1551 г. предполагалось рассмотреть и Судебник 1550 г.: централизованная власть устанавливала единое правовое пространство. Судебный иммунитет церкви, распространявшийся на ее значительные владения, в этих условиях оказывался под вопросом. Уже Иван III широко предоставлял несудимые грамоты монастырям, освобождая их от епископского суда (кроме духовных вопросов). Светская власть брала под свой контроль и духовный суд.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  

Другие статьи по теме:

- Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь
- Священство и царство в российском общественном сознании
- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
- Когда наука становится религией
- Духовная эволюция или деградация? 2
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи