Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Стоглав и его место в русской канонической традиции
Для составителя Стоглава на первом месте стоит "божественное писание", затем "священные правила", "царский закон" и "земский обычай". Как написано в главе 46: "Но токмо в писании глаголеть, земский обычай - неписанный закон. Яко же благочестивии цари и князи внешними законы, по Бозе рассудив, уставляют, да держится твердо, ничто же претворяюще" .
Стоглав создавался тогда, когда в Москве уже делались первые попытки организации книгопечатания, но сам памятник целиком принадлежит к рукописной традиции, и как памятник этой традиции допускает исправления и переработку, о чем свидетельствуют его списки. Важно отметить, что стремясь к единообразию в обряде. Стоглав, тем не менее, допускает возможность существования разных традиций. В этом плане показательна глава 9 (указ божественной службы), в которой говорится о Символе веры: ""И в Духа Святаго истиннаго и животворя-щаго" - ино то гораздо. Неции же глаголют "и в Духа Святаго Господа истиннаго" - ино то не гораздо. Едино глаголати или Господа или истиннаго" . В памятник, называемый "соборным уложением", включены и замечания на него митрополита Иоасафа с собором Троицких старцев, в которых подтверждается правильность решений Стоглава, но говорится и о невозможности выполнять некоторые его решения для Троице- Сергиева монастыря.
Значение Стоглава состоит в том, что в нем затронуты практически все стороны русской церковной жизни: церковное богослужение, управление епархиями и суд, монастырский порядок, поведение мирян. Особое значение имели решения Стоглава по вопросам церковного суда. Не случайно на соборе 1551 г. предполагалось рассмотреть и Судебник 1550 г.: централизованная власть устанавливала единое правовое пространство. Судебный иммунитет церкви, распространявшийся на ее значительные владения, в этих условиях оказывался под вопросом. Уже Иван III широко предоставлял несудимые грамоты монастырям, освобождая их от епископского суда (кроме духовных вопросов). Светская власть брала под свой контроль и духовный суд.
Другие статьи по теме: - Духовная эволюция или деградация? - Археологическое доказательство существования Иисуса Христа - Золочение куполов - Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский - К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|