Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Стоглав и его место в русской канонической традиции


Для составителя Стоглава на первом месте стоит "божественное писание", затем "священные правила", "царский закон" и "земский обычай". Как написано в главе 46: "Но токмо в писании глаголеть, земский обычай - неписанный закон. Яко же благочестивии цари и князи внешними законы, по Бозе рассудив, уставляют, да держится твердо, ничто же претворяюще" .

Стоглав создавался тогда, когда в Москве уже делались первые попытки организации книгопечатания, но сам памятник целиком принадлежит к рукописной традиции, и как памятник этой традиции допускает исправления и переработку, о чем свидетельствуют его списки. Важно отметить, что стремясь к единообразию в обряде. Стоглав, тем не менее, допускает возможность существования разных традиций. В этом плане показательна глава 9 (указ божественной службы), в которой говорится о Символе веры: ""И в Духа Святаго истиннаго и животворя-щаго" - ино то гораздо. Неции же глаголют "и в Духа Святаго Господа истиннаго" - ино то не гораздо. Едино глаголати или Господа или истиннаго" . В памятник, называемый "соборным уложением", включены и замечания на него митрополита Иоасафа с собором Троицких старцев, в которых подтверждается правильность решений Стоглава, но говорится и о невозможности выполнять некоторые его решения для Троице- Сергиева монастыря.

Значение Стоглава состоит в том, что в нем затронуты практически все стороны русской церковной жизни: церковное богослужение, управление епархиями и суд, монастырский порядок, поведение мирян. Особое значение имели решения Стоглава по вопросам церковного суда. Не случайно на соборе 1551 г. предполагалось рассмотреть и Судебник 1550 г.: централизованная власть устанавливала единое правовое пространство. Судебный иммунитет церкви, распространявшийся на ее значительные владения, в этих условиях оказывался под вопросом. Уже Иван III широко предоставлял несудимые грамоты монастырям, освобождая их от епископского суда (кроме духовных вопросов). Светская власть брала под свой контроль и духовный суд.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  

Другие статьи по теме:

- Когда наука становится религией
- Приходское духовенство xv - начала xvi века
- Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века
- Повседневная жизнь русского средневекового монастыря
- ю.н. столяров библия и библиотеки
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи