Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Стоглав и его место в русской канонической традиции
Участие царя в работе церковного собора в первую очередь повышало статус самого собора, придавая ему значение "вселенского", потому что именно царь (император) своей властью утверждал решения вселенских соборов. В этом плане кажется ошибочным встречающееся в литературе сравнение Стоглава с современным ему Тридентским собором - он гораздо ближе к Каролингским соборам, когда новый император Карл Великий заботился о насаждении "кафолической веры" в подвластной ему империи .
Е.Б. Емченко выделила и еще одну проблему, освещенную в Стоглаве, - наличие в нем двух правовых традиций: греко-православной и русской церковно-правовой. Сопоставление этих традиций имеет важное значение для понимания особенностей развития русской церковной жизни. К сожалению, исследовательница только наметила некоторые подходы к этой проблеме: "Можно сказать, что в Стоглаве прослеживается та же тенденция, что и в развитии в этот период кормчих книг, отмеченная Я.Н. Щаповым: при определении авторитетности того или иного правила шли не от правил к действительности, а наоборот, подбирали к требованиям жизни, социальным и политическим стремлениям подходящие правила, нормы . Можно привести несколько примеров, когда Стоглавый собор отклоняет то или иное правило вселенской церкви, отдавая предпочтение церковно-правовой традиции и сложившемуся обычаю" . Особенно показательна в этом отношении глава 79 Стоглава, надписанная именем Иосифа Волоцкого. Смысл этой главы в том, что в ней доказывается возможность изменения дисциплинарных правил и приводятся случаи, когда один собор отменял решения другого. Сделана подборка была в связи с дискуссией о запрете служить вдовым попам, возникшей в связи с решениями собора 1503 г. Автор подборки приходит к выводу о том, что не подлежат изменению только формулы Символа веры, а не все вообще церковные каноны. Е.Б. Емченко отмечает стремление составителя Стоглава аргументировать положения не столько постановлениями вселенских соборов, сколько церковными правилами местного происхождения. Это, однако, не означает, что в Стоглаве имеет место противопоставление двух тенденций - наоборот, в нем "всячески подчеркивается преемственность церковно-правового наследия греческой и русской православных церквей" .
Для составителя Стоглава характерно представление о единстве церковной традиции, которое приводит к тому, что "апостольские предания", "заповеди отцов" понимаются не в строго юридическом смысле как указание на конкретное правило, а имеется в виду соответствие церковной норме, церковной традиции в принципе. Это особенность не только Стоглава. Уже в XIV в. появляются редакции Кормчих, в которых правила утрачивают свои номера. Так происходит в Мазуринской и Мясниковской редакциях Кормчих. В последней имеет место значительное сокращение объема правил за счет включения сочинений учительного характера. Очень важная для русской канонической традиции Сводная Кормчая вообще является новаторским памятником - составитель не только приводит различные толкования, в чем можно увидеть и элементы аналитического подхода, но и примеры из житий святых, при этом смысл правила иногда меняется на противоположный . Первая половина XVI в. ознаменовалась спором двух Кормчих: Кормчей Вассиана Патрикеева и Сводной Кормчей митрополита Даниила, за которым стояли разные подходы к каноническому наследию .
Другие статьи по теме: - Неоготика - Иерусалимский храм - ю.н. столяров библия и библиотеки - Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.) - Про «это» – православным
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|