Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России
В торжествах 1913 г. Церкви отводилась не меньшая роль. Официальные церемонии 21 февраля в столице проходили по опробованному сценарию. Они начались, "согласно исконному благочестивому обычаю русского народа", торжественным богослужением. В Петербурге центром праздника стал Казанский собор, к которому со всех сторон стекались многочисленные крестные ходы с чудотворными иконами. Божественную литургию в соборе совершали, помимо Петербургского митрополита, прибывшие на празднества митрополит Сербский и архиепископ Триполийский. Последовавшее за ней молебствие служили митрополит Санкт-Петербургский - по-русски и патриарх Антиохийский - по-гречески. Участие в торжествах представителей православных поместных церквей стало особенностью юбилея 1913 г. После завершения церковных служб в программе значился только прием царской четой поздравлений (первыми их принесли патриарх Антиохийский и представители других православных патриархов) . Во время путешествия Николая II 15 - 24 мая по городам, связанным с историей избрания на царство первого царя из рода Романовых, основные мероприятия заключались в посещении богослужений в местных соборах и монастырях и в освящении памятников . Следует отметить, что во всех без исключения официальных программах торжеств 1913 г., в секретных предписаниях полиции, в отчетах о заседаниях юбилейных комитетов и в газетных репортажах представителями духовенства именуются только православные священники и иерархи. Когда речь шла о "духовенстве", то имелось в виду духовенство православное, точно так же, как ни одна официальная процессия не включала инославных священнослужителей.
Тем не менее, участие представителей других конфессий в официальных юбилейных торжествах не только предусматривалось, но иногда и приветствовалось. Прибывшего в Полтаву на празднование 200-летия Полтавской битвы Николая II приветствовали делегации местных евангелическо-лютеранского и еврейского обществ . В 1913 г. свои поздравления императорской чете в числе первых приносили не только православные и старообрядцы, но и армянский епископ, католический митрополит, лютеранские епископ и генерал-суперинтендант, депутации от мусульманских, еврейских и караимских обществ, а также других "отдельных групп инородческого населения" (в том числе - от ламаистского духовенства) . Во время летнего юбилейного путешествия 1913 г. Николай II принимал, например, в Нижнем Новгороде, помимо епископа Нижегородского и Арзамасского Иоакима и шести православных иерархов, евангелического лютеранского пастора, римско-католического ксендза, представителей старообрядцев, мусульман, поднесших императору хлеб-соль, а также представителей нижегородской еврейской общины, поднесших свиток торы .
Другие статьи по теме: - К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории - Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е - В чем каемся? И чего у неба просим? - Археологическое доказательство существования Иисуса Христа - Духовная эволюция или деградация?
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|