Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России
Любой юбилей, независимо от его повода и размаха, начинался с создания праздничного организационного комитета или подготовительной комиссии. В них входили, в зависимости от уровня торжеств, представители различных министерств, военные и придворные чины, историки и директора музеев, гласные городских дум, депутаты дворянских собраний, делегаты от военных и исторических обществ. При этом в каждом комитете, за исключением немногих чисто ведомственных комиссий, в основном военных, была представлена Православная церковь (и никогда - иные конфессии), причем только она могла создавать собственные юбилейные комиссии. Так, в состав Особого совещания для выработки программы празднования в Петербурге 200-летия Полтавской победы входили "от духовенства" - протоиерей Димитрий Беликов и отдельно, "от Санкт-Петербургского епархиального духовенства" - протоиерей Философ Орнатский . В Полтавской военной комиссии по поводу этого юбилея был военный священник К. П. Гапанович . Членами высочайше утвержденного Особого комитета по устройству в Москве музея 1812 г., возглавлявшегося генералами В. Г. Глазовым и В. Ф. Джунковским, являлись М. П. Литвинов, смотритель Храма Христа Спасителя, и его архитектор И. И. Поздеев . В важнейший и крупнейший из всех существовавших юбилейных комитетов - высочайше утвержденный Комитет для устройства празднования 300-летия царствования Дома Романовых под председательством гофмейстера А. Г. Булыгина - входил "от ведомства православного испове-дания" директор канцелярии обер-прокурора Св. Синода В. И. Яцкевич, который наряду с про-тоиереем Иоанном Тихомировым был также членом существовавшей при комитете особой из-дательской комиссии . Характерно, что Церковь представляли, в основном, чиновники. Без участия и согласия Церкви не могло быть принято ни одно решение, касающееся подготовки и проведения юбилейных торжеств. Согласовывать свои мероприятия с церковными инстанция-ми должны были все учреждения, даже если речь шла о небольших общественных юбилеях и мельчайших деталях важных государственных праздников.
Практически все юбилеи, особенно основные государственные, проводились по схоже-му, почти стандартному сценарию. Центральное место занимали церковные службы, пропове-ди, крестные ходы и массовые молебны. Празднование начиналось с литургии (в случае много-дневных торжеств с нее начинался каждый из дней), являвшейся обязательным пунктом официальной программы мероприятий, составлявшейся Министерством двора. В качестве примера, демонстрирующего место церковных мероприятий в празднованиях, можно привести распорядок торжеств разного уровня и содержания - общественных и официальных, региональных и общегосударственных. Так, 200-летие основания Санкт-Петербурга отмечалось неоднократно в течение 1903 г. 16 мая стало главным юбилейным днем. Он начался с торжественного богослужения в Троицком соборе, основанном Петром I, среди икон которого находилось изображение Богоматери из слоновой кости работы самого Петра. Затем был поставлен почетный караул у ботика Петра Великого, "дедушки русского флота", и совершено краткое молебствие придворного духовенства в часовне при домике Петра. В Исаакиевский собор отправились два крестных хода - по улицам города и по воде. По Неве следовала торжественная процессия военных и гребных судов (в том числе сделанных по образцу яликов петровских времен) с чудотворной иконой Спаса Нерукотворного, принадлежавшей основателю города. После соединения обоих крестных ходов состоялось главное действо юбилейной церемонии - внесение чудотворной иконы в Исаакиевский собор и божественная литургия. Торжества завершились обратным крестным ходом и военным парадом в высочайшем присутствии .
Другие статьи по теме: - человек-овца и господь бог - Золочение куполов - Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века - Стоглав и его место в русской канонической традиции - Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|