Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России


Любой юбилей, независимо от его повода и размаха, начинался с создания праздничного организационного комитета или подготовительной комиссии. В них входили, в зависимости от уровня торжеств, представители различных министерств, военные и придворные чины, историки и директора музеев, гласные городских дум, депутаты дворянских собраний, делегаты от военных и исторических обществ. При этом в каждом комитете, за исключением немногих чисто ведомственных комиссий, в основном военных, была представлена Православная церковь (и никогда - иные конфессии), причем только она могла создавать собственные юбилейные комиссии. Так, в состав Особого совещания для выработки программы празднования в Петербурге 200-летия Полтавской победы входили "от духовенства" - протоиерей Димитрий Беликов и отдельно, "от Санкт-Петербургского епархиального духовенства" - протоиерей Философ Орнатский . В Полтавской военной комиссии по поводу этого юбилея был военный священник К. П. Гапанович . Членами высочайше утвержденного Особого комитета по устройству в Москве музея 1812 г., возглавлявшегося генералами В. Г. Глазовым и В. Ф. Джунковским, являлись М. П. Литвинов, смотритель Храма Христа Спасителя, и его архитектор И. И. Поздеев . В важнейший и крупнейший из всех существовавших юбилейных комитетов - высочайше утвержденный Комитет для устройства празднования 300-летия царствования Дома Романовых под председательством гофмейстера А. Г. Булыгина - входил "от ведомства православного испове-дания" директор канцелярии обер-прокурора Св. Синода В. И. Яцкевич, который наряду с про-тоиереем Иоанном Тихомировым был также членом существовавшей при комитете особой из-дательской комиссии . Характерно, что Церковь представляли, в основном, чиновники. Без участия и согласия Церкви не могло быть принято ни одно решение, касающееся подготовки и проведения юбилейных торжеств. Согласовывать свои мероприятия с церковными инстанция-ми должны были все учреждения, даже если речь шла о небольших общественных юбилеях и мельчайших деталях важных государственных праздников.

Практически все юбилеи, особенно основные государственные, проводились по схоже-му, почти стандартному сценарию. Центральное место занимали церковные службы, пропове-ди, крестные ходы и массовые молебны. Празднование начиналось с литургии (в случае много-дневных торжеств с нее начинался каждый из дней), являвшейся обязательным пунктом официальной программы мероприятий, составлявшейся Министерством двора. В качестве примера, демонстрирующего место церковных мероприятий в празднованиях, можно привести распорядок торжеств разного уровня и содержания - общественных и официальных, региональных и общегосударственных. Так, 200-летие основания Санкт-Петербурга отмечалось неоднократно в течение 1903 г. 16 мая стало главным юбилейным днем. Он начался с торжественного богослужения в Троицком соборе, основанном Петром I, среди икон которого находилось изображение Богоматери из слоновой кости работы самого Петра. Затем был поставлен почетный караул у ботика Петра Великого, "дедушки русского флота", и совершено краткое молебствие придворного духовенства в часовне при домике Петра. В Исаакиевский собор отправились два крестных хода - по улицам города и по воде. По Неве следовала торжественная процессия военных и гребных судов (в том числе сделанных по образцу яликов петровских времен) с чудотворной иконой Спаса Нерукотворного, принадлежавшей основателю города. После соединения обоих крестных ходов состоялось главное действо юбилейной церемонии - внесение чудотворной иконы в Исаакиевский собор и божественная литургия. Торжества завершились обратным крестным ходом и военным парадом в высочайшем присутствии .

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  

Другие статьи по теме:

- человек-овца и господь бог
- Золочение куполов
- Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века
- Стоглав и его место в русской канонической традиции
- Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи