Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России


В дни торжеств богослужения шли не только в православных храмах, но и во всех старообрядческих церквах, католических костелах, протестантских кирхах, в мечетях и мусульманских молитвенных домах, в синагогах и буддистских храмах. Все они "были переполнены молящимися" . В Казани по требованию мусульман военный оркестр местного батальона десятки раз исполнил перед службой в мечети гимн "Боже, Царя храни" . В многонациональном Батуме торжественные богослужения прошли "в православных церквах, турецких мечетях, молитвенном доме сектантов, еврейском молитвенном доме, у сектантов-молокан и в здании персидской колонии" . Та же картина наблюдалась в татарских и кавказских аулах, в калмыцких и казачьих станицах, в Закавказье и Средней Азии. Везде религиозные церемонии сопровождались соответствующими проповедями и речами священнослужителей, в которых разъяснялись значение юбилея и роль династии Романовых в истории всего государства и каждого отдельного народа. Общая направленность речей была примерно одинакова и сводилась, например, в Чечне, к следующему: "Русский царь, чеченский царь - один царь" . Помимо этого, священники зачитывали высочайший юбилейный манифест, причем если службы проводились на языках национального и религиозного общения, то манифест должен был зачитываться на русском. Даже после уроков революции власти не желали идти на малейшие уступки национальным окраинам и меньшинствам, не осознавая, что в иных местах русский язык сам по себе мог вызвать неприязнь и негативное восприятие манифеста, а в других - население его просто недостаточно знало, чтобы понять сложный текст торжественного документа. Полное непонимание особенностей много-национальной империи (ни на одном заседании организационных комитетов эта тема даже не затрагивалась) характеризует степень непродуманности юбилейной политики правительства.

Особняком стояла Польша. Хотя в официальных сообщениях о юбилейных мероприяти-ях в Царстве Польском также говорилось о "торжественности праздничного настроения", иллюминациях, фейерверке и парадах, секретные полицейские донесения ри-совали несколько иную картину. В то время как в Варшавской, Ковенской, Радомской, а также в Минской губерниях православные храмы и синагоги, как и повсюду, "были переполнены, а духовенство произносило соответствующие событию проповеди", католические костелы "были почти пусты, ксендзы ограничивались обычной праздничной проповедью". Во многих костелах священники отказывались зачитывать высочайший манифест, иногда его читали "при несоответствующей обстановке" или по-польски. Однако враждебные центральным властям настроения были характерны в основном для духовенства и польской интеллигенции, тогда как "простонародье" и еврейское население участвовали в празднествах, причем последнее выказывало "заметную патриотическую настроенность", обусловленную конфликтом с поляками на почве взаимного экономического бойкота и желанием подчеркнуть свое "несочувствие польским национальным стремлениям". Некоторое недовольство исключительно православным содержанием юбилейных торжеств и отсутствием каких-либо милостей для католиков и евреев в высочайшем манифесте наблюдалось на Украине и в Литве .

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  

Другие статьи по теме:

- Постсекулярная эпоха
- Духовная эволюция или деградация?
- Когда наука становится религией
- Религиозные свободы в России конца xx века
- Священство и царство в российском общественном сознании
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи