Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России
Красной нитью через все официальные юбилеи, столь разные по масштабу и характеру, проходило стремление сплотить все народы империи вокруг трона как зримого воплощения государственного единства и идеологически сцементировать это единство, дать ему церковную санкцию. Власть, престиж которой был подорван и которая не имела эффективных инструментов воздействия на народные массы, переложила всю тяжесть идеологической кампании по подъему гражданского духа и патриотического сознания населения на плечи Православной церкви. Это диктовалось и практическим расчетом. В праздничных литургиях, молебнах и многотысячных крестных ходах участвовало неизмеримо большее количество людей, чем в торжественных заседаниях, народных спектаклях или военных парадах. Объединить в едином мероприятии царскую семью и высшие сословия, солдат и школьников, городские массы и крестьян, арестантов и интеллигенцию могла только церковная служба.
Православная церковь принимала активное участие в праздновании всех без исключения государственных и большинства общественных, научных и культурных юбилеев. Кроме того, был проведен ряд чисто церковных юбилеев, не предполагавших участия светских властей или каких-либо общественно-политических институтов. Эти юбилеи, возможно, использовались и как своего рода подготовка будущего участия Церкви в государственных праздниках. Отмечались 100- и 50-летия семинарий и духовных училищ, круглые даты основания монастырей и освящения соборов, чествования удостаивались и отдельные священнослужители . На региональном уровне отмечались юбилеи всех четырех духовных академий.
Отдельные попытки проведения общероссийских православных юбилеев пришлись на предвоенные годы, когда юбилеемания достигла своего апогея. Однако они редко приходились на выходные дни и просто не могли охватить сколько-нибудь значительные массы народа. Поэтому Церковь и не придавала им слишком серьезного значения, сконцентрировав свое внимание на датах, предлагавшихся для торжеств светскими властями. Событием общегосударственного масштаба должно было стать лишь празднование 200-летия Святейшего Синода, намечавшееся на 1921 г. (планировавшийся заранее юбилей этот, разумеется, не состоялся). Помимо юбилеев, почти не имевших общественного резонанса, ежегодно отмечались Пасха, Рождество, праздно-вание которых было подлинно массовым, но в то же время слишком привычным и сугубо религиозным. Светские власти не имели возможности оказывать на характер их проведения никакого влияния, а церковные иерархи не стремились их политизировать.
Другие статьи по теме: - Золочение куполов - Повседневная жизнь русского средневекового монастыря - Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский - Образ Иерусалимского храма - Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|