Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России


Красной нитью через все официальные юбилеи, столь разные по масштабу и характеру, проходило стремление сплотить все народы империи вокруг трона как зримого воплощения государственного единства и идеологически сцементировать это единство, дать ему церковную санкцию. Власть, престиж которой был подорван и которая не имела эффективных инструментов воздействия на народные массы, переложила всю тяжесть идеологической кампании по подъему гражданского духа и патриотического сознания населения на плечи Православной церкви. Это диктовалось и практическим расчетом. В праздничных литургиях, молебнах и многотысячных крестных ходах участвовало неизмеримо большее количество людей, чем в торжественных заседаниях, народных спектаклях или военных парадах. Объединить в едином мероприятии царскую семью и высшие сословия, солдат и школьников, городские массы и крестьян, арестантов и интеллигенцию могла только церковная служба.

Православная церковь принимала активное участие в праздновании всех без исключения государственных и большинства общественных, научных и культурных юбилеев. Кроме того, был проведен ряд чисто церковных юбилеев, не предполагавших участия светских властей или каких-либо общественно-политических институтов. Эти юбилеи, возможно, использовались и как своего рода подготовка будущего участия Церкви в государственных праздниках. Отмечались 100- и 50-летия семинарий и духовных училищ, круглые даты основания монастырей и освящения соборов, чествования удостаивались и отдельные священнослужители . На региональном уровне отмечались юбилеи всех четырех духовных академий.

Отдельные попытки проведения общероссийских православных юбилеев пришлись на предвоенные годы, когда юбилеемания достигла своего апогея. Однако они редко приходились на выходные дни и просто не могли охватить сколько-нибудь значительные массы народа. Поэтому Церковь и не придавала им слишком серьезного значения, сконцентрировав свое внимание на датах, предлагавшихся для торжеств светскими властями. Событием общегосударственного масштаба должно было стать лишь празднование 200-летия Святейшего Синода, намечавшееся на 1921 г. (планировавшийся заранее юбилей этот, разумеется, не состоялся). Помимо юбилеев, почти не имевших общественного резонанса, ежегодно отмечались Пасха, Рождество, праздно-вание которых было подлинно массовым, но в то же время слишком привычным и сугубо религиозным. Светские власти не имели возможности оказывать на характер их проведения никакого влияния, а церковные иерархи не стремились их политизировать.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  

Другие статьи по теме:

- О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
- Иерусалимский храм
- Постсекулярная эпоха
- Духовная эволюция или деградация?
- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи