Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России


В эпоху, когда легитимность власти все более ставилась под сомнение, стремление пра-вительства доказать, прежде всего, самому себе, единение всех слоев общества, верность их престолу, заставляло прибегать к инсценировкам. Практически все юбилеи были идеально ор-ганизованы - многолетняя подготовительная работа десятков ведомств и сотен людей не проходила даром. Но внешняя безупречность проведения юбилеев не могла компенсировать их внутреннюю пустоту. Их стержневая, и фактически единственная, идея - идея империи - подавалась исключительно в свете идеи церковной, основным носителем и выразителем которой была Русская православная церковь. Ни власти, ни Церковь не могли предложить альтернативные - неправославные или вовсе нерелигиозные трактовки исторического прошлого или желаемого будущего. Цель юбилейных кампаний заключалась в том, чтобы показать народу путь к лучшему будущему через веру в Бога, царя и Отечество, напомнить в нынешнее Смутное время, как была преодолена прежняя Смута.

Но строжайшие меры полицейского контроля, когда толпа наполовину состояла из агентов охранки, а допуск даже на массовые мероприятия происходил только по пригласительным билетам, привели к тому, что значительная часть населения в торжествах не участвовала или участвовала лишь формально . Неспособность организаторов осознать необходимость внутреннего, идеологического наполнения юбилейных празднеств привела к тому, что даже участвовавшие в них не воспринимали призывов властей оказать поддержку трону. Так, лидер московских кадетов Н. И. Астров писал: "Общее впечатление и заключение таково: энтузиазма, подъема, оживления, даже интереса - никакого..." . Один из членов императорской фамилии, наблюдавший торжества 1913 г., вспоминал: "Я вынес впечатление, что юбилей Дома Ро-мановых прошел без особого подъема... Конечно, в театре приглашенная публика кричала "ура", оркестр играл гимн, но настроения не было. Все было по-казенному, не чувствовалось, что вся Россия единодушно празднует юбилей своей династии" .

Основная задача правительства заключалась в том, чтобы успокоить общество и нивели-ровать революционные настроения, - задача, которой празднования юбилеев прежних побед никак не соответствовали. Неутихающие брожения и оппозиционные веяния могли быть за-глушены реальными политическими изменениями, но они, на взгляд русского общества, были явно недостаточными. Некоторые юбилеи (например, преобразований Александра II, вызывав-ших положительные эмоции у значительной части общественности) тоже могли бы продемон-стрировать позитивное влияние самодержавия на политический процесс. Но государственные деятели не смогли осознать необходимость их использования в пропаганде. Как в 1904 г., так ив 1911 г. был упущен шанс представить русского царя в образе реформатора, который направляет развитие державы во благо своих подданных. Совершенно не обыгрывались такие важнейшие достижения правительства, которые могли стать бесспорным поводом для национальной гордости, как успешное экономическое развитие страны в 1909 - 1913 гг. и стабильный, уважаемый в мире золотой рубль.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  

Другие статьи по теме:

- человек-овца и господь бог
- пять пунктов кальвинизма
- Религиозные свободы в России конца xx века
- Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь
- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи