Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
Очевидные слабые стороны православной миссии, ее неудачи в борьбе за духовное единство государства побудили авторов в целом критически оценить миссионерскую деятель-ность Православной церкви. Между тем подобный подход представляется односторонним. Так, трудно согласиться с категоричным выводом Уикса о том, что «массы униатов-украинцев не желали быть поглощенными Православной церковью», а «католическо-униатское единство бы-ло намного сильнее, чем связь униатов с Россией и православием» (с. 81). Действительно, при обращении униатов Холмщины применялись массовые насилия. Однако далеко не все униаты присоединялись к православию под давлением репрессий. Если к 1875 г. в православие было обращено около 250 тыс. униатов, то после указа 17 апреля 1905 г. на территории Холмщины в католичество перешла меньшая часть обращенных - около 120 тыс. Более того, по словам Д. Поспеловского, «за двадцатилетнее владычество над этими краями религиозно крайне нетер-пимого польского межвоенного режима... переходы в католичество были единичными и редки-ми». Схожей была ситуация в Прибалтике. Здесь к началу 1880-х гг. числилось от 120 до 150 тыс. православных, за 1880-е гг. к господствующей церкви присоединилось от 18 до 28 тыс., а после 1905 г. отпало в лютеранство около 11 тыс. человек. Очевидно, факторы, притягивавшие к православию социальные низы окраин, нуждаются в дополнительном изучении .
Нельзя принять без оговорок и тезис Уикса о том, что «"просвещенная" политика Екате-рины II была в значительной степени направлена против католической церкви как института» (с. 73). Известно, что после первого раздела Польши были сохранены средства католической кафедры в Белоруссии, в 10 раз превышавшие средства местной православной кафедры. За ка-толическими монастырями были утверждены их владения (в то время как православные секу-ляризованы), на территории России сохранен орден иезуитов, было практически разрешено об-ращать униатов в католичество . Нуждается в серьезном уточнении тезис о том, что «теория официальной народности» С.С. Уварова являлась формулировкой национализма и господ-ствующей идеологией Николая I (с. 1, 278). Формула Уварова никогда не имела статуса госу-дарственной идеологии (тем более неуместно ставить ее в один ряд с марксизмом-ленинизмом). Режим Николая I в целом был далек от национализма, опирался на сословно-легитимистские, династические начала (движение эстов и латышей к православию в 1840-е гг. было остановлено силами правительства в угоду влиятельному остзейскому дворянству). В целом вопрос о русском национализме, времени его появления и этапах развития нуждается в дополнительном изучении.
Другие статьи по теме: - Постсекулярная эпоха - Духовная эволюция или деградация? 2 - К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории - Ученые тоже верят в потусторонние силы - человек-овца и господь бог
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|