Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России


Очевидные слабые стороны православной миссии, ее неудачи в борьбе за духовное единство государства побудили авторов в целом критически оценить миссионерскую деятель-ность Православной церкви. Между тем подобный подход представляется односторонним. Так, трудно согласиться с категоричным выводом Уикса о том, что «массы униатов-украинцев не желали быть поглощенными Православной церковью», а «католическо-униатское единство бы-ло намного сильнее, чем связь униатов с Россией и православием» (с. 81). Действительно, при обращении униатов Холмщины применялись массовые насилия. Однако далеко не все униаты присоединялись к православию под давлением репрессий. Если к 1875 г. в православие было обращено около 250 тыс. униатов, то после указа 17 апреля 1905 г. на территории Холмщины в католичество перешла меньшая часть обращенных - около 120 тыс. Более того, по словам Д. Поспеловского, «за двадцатилетнее владычество над этими краями религиозно крайне нетер-пимого польского межвоенного режима... переходы в католичество были единичными и редки-ми». Схожей была ситуация в Прибалтике. Здесь к началу 1880-х гг. числилось от 120 до 150 тыс. православных, за 1880-е гг. к господствующей церкви присоединилось от 18 до 28 тыс., а после 1905 г. отпало в лютеранство около 11 тыс. человек. Очевидно, факторы, притягивавшие к православию социальные низы окраин, нуждаются в дополнительном изучении .

Нельзя принять без оговорок и тезис Уикса о том, что «"просвещенная" политика Екате-рины II была в значительной степени направлена против католической церкви как института» (с. 73). Известно, что после первого раздела Польши были сохранены средства католической кафедры в Белоруссии, в 10 раз превышавшие средства местной православной кафедры. За ка-толическими монастырями были утверждены их владения (в то время как православные секу-ляризованы), на территории России сохранен орден иезуитов, было практически разрешено об-ращать униатов в католичество . Нуждается в серьезном уточнении тезис о том, что «теория официальной народности» С.С. Уварова являлась формулировкой национализма и господ-ствующей идеологией Николая I (с. 1, 278). Формула Уварова никогда не имела статуса госу-дарственной идеологии (тем более неуместно ставить ее в один ряд с марксизмом-ленинизмом). Режим Николая I в целом был далек от национализма, опирался на сословно-легитимистские, династические начала (движение эстов и латышей к православию в 1840-е гг. было остановлено силами правительства в угоду влиятельному остзейскому дворянству). В целом вопрос о русском национализме, времени его появления и этапах развития нуждается в дополнительном изучении.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  

Другие статьи по теме:

- Постсекулярная эпоха
- Духовная эволюция или деградация? 2
- К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории
- Ученые тоже верят в потусторонние силы
- человек-овца и господь бог
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи