Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
Иной становится ситуация после проведения петровских реформ. В этот период смягчи-лось отношение к западным исповеданиям, была осознана необходимость изучения иных куль-тур для успеха миссионерской деятельности. Одновременно ужесточилось отношение к кон-фессиям восточных регионов страны - исламу и язычеству, с непривычной для традиционно-патриархального государства жестокостью утверждалась идеологическая унификация. В 1740-1760-е гг. была развернута массовая насильственная христианизация народов Поволжья и Си-бири, усилился натиск на старообрядчество (к сожалению, последний аспект не нашел отраже-ния в сборнике). Провал насильственных мер, приведших к крупным восстаниям и бегству иноверцев за границу, побудил государство ограничить поддержку Православной церкви и фактически свернуть на время деятельность миссии.
Вторая половина XVIII в. - время максимального благоволения Петербурга иноверию и наиболее заметного отхода от покровительства Православной церкви. Власти узаконили привилегии неправославной иерархии, ее права по отношению к пастве, в некоторых случаях искусственно создавали управленческие структуры иноверных исповеданий (ислама, иудаизма, ламаизма). Эти меры, как подчеркивают авторы сборника, во многом были призваны «отсечь» иноверие от внешних центров влияния -Тибета, Монголии и Китая (в случае с ламаитами), Турции и Ирана (в случае с мусульманами). Государство даже пыталось охранять «чистоту веры» приверженцев неправославных исповеданий, а иногда и поощряло их распространение. Так, именно покровительство Российского государства во многом способствовало утверждению в XVIII в. ислама среди казахов и киргизов.
Легализация неправославных исповеданий вызывала острый протест господствующей Церкви. Между тем этим путем государство решало собственные задачи - приобретало важный рычаг воздействия на иноверие. Светские власти получали возможность регламентировать численность духовенства и религиозных учреждений иноверцев, влиять на взаимодействие духовенства с паствой, на характер религиозного образования и др. Вызывая протест у Православной церкви, такая ситуация без энтузиазма воспринималась и самими иноверцами. До поры до времени стороны предпочитали худой мир доброй ссоре, однако со второй половины XIX в. существовавшая в России система национально-религиозных отношений стала подвергаться ударам и «справа» и «слева», что стало важным симптомом ее кризиса.
Другие статьи по теме: - Постсекулярная эпоха - Из истории полемики против латинян в xvi веке - Ученые тоже верят в потусторонние силы - ю.н. столяров библия и библиотеки - Преемство с исторической Россией — духовно-нравственная задача нашего времени
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|