Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России


Иной становится ситуация после проведения петровских реформ. В этот период смягчи-лось отношение к западным исповеданиям, была осознана необходимость изучения иных куль-тур для успеха миссионерской деятельности. Одновременно ужесточилось отношение к кон-фессиям восточных регионов страны - исламу и язычеству, с непривычной для традиционно-патриархального государства жестокостью утверждалась идеологическая унификация. В 1740-1760-е гг. была развернута массовая насильственная христианизация народов Поволжья и Си-бири, усилился натиск на старообрядчество (к сожалению, последний аспект не нашел отраже-ния в сборнике). Провал насильственных мер, приведших к крупным восстаниям и бегству иноверцев за границу, побудил государство ограничить поддержку Православной церкви и фактически свернуть на время деятельность миссии.
Вторая половина XVIII в. - время максимального благоволения Петербурга иноверию и наиболее заметного отхода от покровительства Православной церкви. Власти узаконили привилегии неправославной иерархии, ее права по отношению к пастве, в некоторых случаях искусственно создавали управленческие структуры иноверных исповеданий (ислама, иудаизма, ламаизма). Эти меры, как подчеркивают авторы сборника, во многом были призваны «отсечь» иноверие от внешних центров влияния -Тибета, Монголии и Китая (в случае с ламаитами), Турции и Ирана (в случае с мусульманами). Государство даже пыталось охранять «чистоту веры» приверженцев неправославных исповеданий, а иногда и поощряло их распространение. Так, именно покровительство Российского государства во многом способствовало утверждению в XVIII в. ислама среди казахов и киргизов.

Легализация неправославных исповеданий вызывала острый протест господствующей Церкви. Между тем этим путем государство решало собственные задачи - приобретало важный рычаг воздействия на иноверие. Светские власти получали возможность регламентировать численность духовенства и религиозных учреждений иноверцев, влиять на взаимодействие духовенства с паствой, на характер религиозного образования и др. Вызывая протест у Православной церкви, такая ситуация без энтузиазма воспринималась и самими иноверцами. До поры до времени стороны предпочитали худой мир доброй ссоре, однако со второй половины XIX в. существовавшая в России система национально-религиозных отношений стала подвергаться ударам и «справа» и «слева», что стало важным симптомом ее кризиса.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  

Другие статьи по теме:

- Постсекулярная эпоха
- Из истории полемики против латинян в xvi веке
- Ученые тоже верят в потусторонние силы
- ю.н. столяров библия и библиотеки
- Преемство с исторической Россией — духовно-нравственная задача нашего времени
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи