Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России


Параллельно с политико-административными мерами в XVIII и особенно XIX вв. развивалась миссия, опиравшаяся в своей деятельности на культурно-просветительские средства. Активизацию деятельности подобной миссии в начале XIX в. авторы сборника связывают с влиянием идей романтизма, когда «национальная принадлежность начала рассматриваться как проявление определенной внутренней сущности, а не только как дело внешнего конформизма» (с. 340). В статье С. Кана о деятельности на Аляске Иоанна (в монашестве Иннокентия) Вениаминова детально проанализированы главные использовавшиеся им средства - употребление местных языков при проповеди Православия, терпимое отношение к местным обычаям, обучение более прогрессивным приемам хозяйства, защита от злоупотреблений светских властей. Подобный подход позволил миссии пустить на Аляске глубокие корни и выстоять в соперничестве с протестантами после перехода территории под власть США. Вместе с тем причину успеха Иоанна нельзя видеть лишь в отдаленности территории от остальной России и относительно слабой связи миссии с государством, как это делает Кан. На схожих с Аляской принципах основывалась Алтайская миссия архимандрита Макария (Глухарева), расположенная в глубине России. Очевидно, дело было не только во взаимоотношениях с государством, но и в успешном развитии системы православного образования с начала XIX в. К сожалению, деятельность Алтайской миссии не нашла отражения в сборнике, что серьезно искажает общую перспективу истории миссионерской деятельности Православной церкви в XIX - начале XX в.

Если первая половина XIX в. была временем успешного развития «культурной» миссии, то вторая принесла с собой ряд конфликтов и проблем. Усилились национальная мобилизация и интеграция на окраинах империи, вызвав, в свою очередь, подъем националистических тенденций в среде великорусского населения. В этих условиях ранее предоставленные иноверцам права стали восприниматься как угроза социально-политической стабильности, а желанной целью оказалась максимальная национально-религиозная гомогенизация страны. Континентальный характер Российской империи вызвал у теоретиков национализма определенную аберрацию понимания: Россия воспринималась как возникающее национальное государство, а не как полиэтничная империя, что вело к многочисленным конфликтам. В статье Р. Джераси показано, как нарастание националистических тенденций в среде русских поселенцев в Казахстане серьезно затрудняло здесь дело православной миссии.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  

Другие статьи по теме:

- Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви
- пять пунктов кальвинизма
- О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
- Стоглав и его место в русской канонической традиции
- Про «это» – православным
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи