Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
Параллельно с политико-административными мерами в XVIII и особенно XIX вв. развивалась миссия, опиравшаяся в своей деятельности на культурно-просветительские средства. Активизацию деятельности подобной миссии в начале XIX в. авторы сборника связывают с влиянием идей романтизма, когда «национальная принадлежность начала рассматриваться как проявление определенной внутренней сущности, а не только как дело внешнего конформизма» (с. 340). В статье С. Кана о деятельности на Аляске Иоанна (в монашестве Иннокентия) Вениаминова детально проанализированы главные использовавшиеся им средства - употребление местных языков при проповеди Православия, терпимое отношение к местным обычаям, обучение более прогрессивным приемам хозяйства, защита от злоупотреблений светских властей. Подобный подход позволил миссии пустить на Аляске глубокие корни и выстоять в соперничестве с протестантами после перехода территории под власть США. Вместе с тем причину успеха Иоанна нельзя видеть лишь в отдаленности территории от остальной России и относительно слабой связи миссии с государством, как это делает Кан. На схожих с Аляской принципах основывалась Алтайская миссия архимандрита Макария (Глухарева), расположенная в глубине России. Очевидно, дело было не только во взаимоотношениях с государством, но и в успешном развитии системы православного образования с начала XIX в. К сожалению, деятельность Алтайской миссии не нашла отражения в сборнике, что серьезно искажает общую перспективу истории миссионерской деятельности Православной церкви в XIX - начале XX в.
Если первая половина XIX в. была временем успешного развития «культурной» миссии, то вторая принесла с собой ряд конфликтов и проблем. Усилились национальная мобилизация и интеграция на окраинах империи, вызвав, в свою очередь, подъем националистических тенденций в среде великорусского населения. В этих условиях ранее предоставленные иноверцам права стали восприниматься как угроза социально-политической стабильности, а желанной целью оказалась максимальная национально-религиозная гомогенизация страны. Континентальный характер Российской империи вызвал у теоретиков национализма определенную аберрацию понимания: Россия воспринималась как возникающее национальное государство, а не как полиэтничная империя, что вело к многочисленным конфликтам. В статье Р. Джераси показано, как нарастание националистических тенденций в среде русских поселенцев в Казахстане серьезно затрудняло здесь дело православной миссии.
Другие статьи по теме: - Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е - Антизападничество и антимодернизм в восточном православии - Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова - Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в xix - начале xx в. - Когда наука становится религией
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|