Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
При освещении столь многогранной темы, как имперская история России, перед соста-вителями сборника стояла сложная задача - сочетать анализ конкретных проблем с освещением общей перспективы развития национально-религиозных отношений. В целом составители ус-пешно с ней справились. Двенадцать статей сборника объединены в три раздела - «Западные регионы: христианство и иудаизм», «Обращение анимистов и буддистов», «Перед лицом исла-ма». Некоторые авторы рассматривают политику государства и Церкви по отношению к круп-ным конфессиональным группам - народам Поволжья, Приуралья и Сибири в XVI-XVIII вв. (М. Ходарковский), иудеям (Дж. Клайер), униатам Западного края (Т. Уикс), аборигенам Аляски (С. Кан), ламаитам-калмыкам и бурятам (Д. Шорковитц), мусульманам Северного Кавказа и Закавказья в XIX в. (Ф. Мосташари). Другие сосредоточились на анализе конкретных вопросов - деятельности епископа Афанасия Холмогорского в Архангельской епархии в конце XVII - начале XVIII в. (Дж. Михельс), отношении официальной иерархии к харизматическим движениям в православии на рубеже ХГХ-ХХ в. (Ю. Клэй), «возрождении язычества» у марийцев (П. Верт), роли женщин в сохранении исламских традиций среди татар Поволжья (А. Кефели), деятельности православной миссии в Казахстане (Р. Джераси). Интересна попытка Ш. Келлер сопоставить дореволюционное миссионерство с распространением марксизма-ленинизма в мусульманских районах после 1917 г., хотя эта единственная работа по советскому периоду выглядит скорее исключением среди остальных статей.
Лейтмотивом сборника является мысль об «экстраординарной связи православной мис-сии с государством, отличающей ее от западных аналогов» (с. 3,141). Следует отметить, что та-кая связь во многом была обусловлена объективными обстоятельствами - континентальным характером России, отсутствием четких границ между центром и периферией, исторически сложившейся слабостью гражданского общества. В этих условиях формально господствующая Православная церковь нередко была на окраинах обороняющейся стороной, а частые в устах миссионеров термины «восстановление православия», «возвращение отпавших к православию» - отнюдь не только риторической фигурой.
Другие статьи по теме: - Храм Василия Блаженного - Приходское духовенство xv - начала xvi века - Постсекулярная эпоха - первая женщина- библиотекарь/ статья м.п.спиридоновой - Ассимиляция наукой древних знаний: личное бессмертие
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|