Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Католический журнал
Иногда можно встретить утверждения, что представители ТВ получали денежную поддержку от СССР и по сути является «гэбэшная» проектом вроде тоталитарной секты «догналитив». Было бы очень странным, если бы советская агентура не заинтересовалась этим движением и не сделала попытки использовать их потенциал, с другой стороны было бы слишком большой честью такой масштабный теологически-пасторальный движение приписывать «гэбэшная» агентуре. В сборнике статей Из истории философии Латинской Америки ХХ века (Москва, 1988) читаем следующее: «Теология освобождения получила высокую оценку со стороны латиноамериканских коммунистов, которые, несмотря на Идеологические разногласия с религиозным мировоззрением, понимают, что появление в Лоне латиноамериканской церкви Этой теологии вносит большой вклад в борьбу латиноамериканцев за национальное освобождение и социальные преобразования ». Как отмечает современная американская исследовательница польского происхождения Ева Томпсон, СССР стал продолжателем русской лицемерной колониальной политики: оказывая поддержку национально-освободительным движениям за пределами СССР, советы жестоко подавляли такие движения у себя, клеймили любые попытки национально-освободительной борьбы против российской экспансии как проявление фашизма. Поэтому в сегодняшней колониальной, пост-советский Украине представители ТВ быстрее бы нашли общий язык с представителями «Тризуба им. С. Бандеры », как с адептами идеи национально-освободительной революции, чем с последователями Маркса из числа российского олигархического колониализма -« коммунистами »Симоненко или« социалистами »Витренко.
В нашем случае интересен не столько марксистские настроения радикальных представителей ТВ, сколько сам процесс ее возникновения. Это произошло на волне революционных перемен в Католической церкви после II Ватиканского собора, что в разных странах и континентах стали толчком для процесса новой евангелизации. Впрочем, в странах Латинской Америки евангелизация наткнулась на очень сложную проблему: как возвещать Радостную Весть населению, которое живет за чертой нищеты, лишенное всех возможностей отстаивания своих прав и работает за мизерную плату на приумножение капитала иностранных колонизаторов. В этой ситуации полной безысходности, чувствуя совершенно бессильными то помочь нуждающимся, священники оказывались с оружием в руках в партизанских отрядах. «Мне безразлично, сочтут меня бандитом или коммунистом, ведь в мире, в котором три четверти людей страдает от голода, чего стоит жизнь обычного как я человека?», Писать в 1970 уругвайский священник Хосе Пратс за несколько дней до гибели. В этом одном предложении отражен весь драматизм ситуации, в которой восстала ТВ. Не случайно ее центральной категорией становится тема «освобождения», предусматривающий не только духовно-нравственный аспект «освобождение от греха», но и освобождение от рабства, экономической зависимости и преодоления социальной несправедливости. Именно под углом зрения «освобождения», латиноамериканские теологи перечитывают св. Писание и социальные документы Церкви. Только один-единственный вопрос "освобождения", на которое указал сам процесс евангелизации в контексте Латинской Америки, стало толчком для бурного развития не только теологического, но и философской мысли. Впервые страны «третьего мира», на которые свысока смотрела хорошо оплачиваемая академическая элита немецких, итальянских и английских теологических школ, стали местом зарождения нового направления контекстуальной теологии. На сегодняшний день «Теология освобождения» это сформирован мощный направление в среде католической теологии, чей общий объем работ насчитывает около 50 томов, а труд Густаво Гутерреза Теология освобождения (первое издание 1972) пережила десятки переизданий на многих языках. В обзорах теологии 20. в. и перспективах ее развития в 21. в. непременно включают раздел «Теология освобождения» как разновидность контекстуальной теологии. [1] Кроме этого, метода ТВ наряду с академической и литургической, сейчас одним из метод теологического дискурса, а Папская библейская комиссия в документе Толкование Библии в церкви выделяет ТВ как контекстуальный подход к толкованию Священного Писания, конечно, не забывая указать и на некоторую его ограниченность и недостатки.
Другие статьи по теме: - Новое возрождение и освящение Украинской Православной Святыни - Церковь Воздвижения Честного Креста в годы войны - Роль религии в современном обществе - Католический журнал - Ч.2. Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|