Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Приходское духовенство xv - начала xvi века
По Деревенской пятине в той или иной степени упомянуты 67 погостов и волостей. Отсутствует начало описания Заборовского погоста. По Вотской можно признать полную сохранность переписей. Описаны все 58 погостов, существовавшие в пятине. По всем книгам Шелонской пятины, привлеченным для исследования, описаны 65 погостов из 73. Хуже сохранились источники по Бежецкой пятине. Здесь упомянуты 57 погостов из 98. В Обонежской пятине из 81 погоста сохранилось описание (полное или частичное) 64. По всем пятинам, таким образом, имеются описания 311 (из 378) погостов и волостей, которыми мы располагаем для изучения данных по церквам Новгородских земель.
В книгах Шелонской пятины погосты Вельский, Болчинский, Ретенский, Струпинский, Жедрин-ский описаны дважды. В Обонежской дважды описаны четыре погоста: Никольский в Шунге, Вытегорский, на Оште, в Веницах. Это позволяет сравнить данные по церквам в рамках рассматриваемого периода.
Говоря о Новгородских землях, составители оброчных книг описывали и церкви, находящиеся на погостах, в селах и деревнях, а также церковный причт при этих церквах и его хозяйство. НПК представляют более полные данные о количестве церквей и церковнослужителей, чем какой-либо другой источник Северо-Западной или Северо-Восточной Руси .
Одна из особенностей Новгородских земель состоит в том, что функции приходских церквей долгое время выполняли церкви на погостах, т.е. в административном центре территориальной единицы. НПК зафиксировали процесс дробления старых низших церковных округов, строительство церквей в селах.
Деревская пятина получила свое название по лесистым землям, составлявшим ее территорию. Она находилась на юго-востоке от Новгорода и граничила с Шелонской пятиной на западе и северо-западе и с Бежецкой с востока и северо-востока. На юге от пятины начинались Тверские земли .
Из 67 волостей и погостов Деревской пятины сохранилось описание 39 церквей в центрах погостов, а это составляет 58% всех сохранившихся описаний. В оставшихся погостах в 25 случаях нет описания погостской церкви, в волости Морева и Холмском погосте указано по две церкви , в Хохловском погосте стоял Троицкий монастырь.
Книги Деревской пятины упоминают следующее количество служителей на погостах: попов -37 (в 95% существующих церквей), дьяков - 31 (79%), пономарей - И (28%), сторожей - 20 (51%), проскурниц - 21 (54%), дьяконов - 0.
Другие статьи по теме: - Ассимиляция наукой древних знаний: личное бессмертие - О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России - Духовная эволюция или деградация? 2 - человек-овца и господь бог - Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|