Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Приходское духовенство xv - начала xvi века

Баловнев Д.А.

Изучение приходских структур имеет важное значение как для понимания жизни самой церкви, так и многих сторон существования верующего человека, поскольку приходская жизнь включает в себя не только религиозные, но и правовые, воспитательные и экономические функции. В то же время мы не знаем, какова была численность этих образований, их количество в Древней Руси, не известен состав приходского духовенства. Об этой проблеме в рамках одной из древнерусских земель пойдет речь в статье.

Новгородские писцовые книги (далее НПК) - источник, который системно описывает одну из древнерусских земель, что значительно облегчает изучение приходского духовенства. В рамках исследования были использованы Переписная оброчная книга Деревской пятины, около 1495 г. (первая и вторая половины) , Переписная оброчная книга Вотской пятины, около 1500 г. , Переписные оброчные книги Шелонской пятины 1498, 1539, 1552-1553 гг. и 1498, 1499-1551 гг. (в рукописи XVIII в.) , Переписные книги Бежецкой пятины 1501 и 1545 гг. , Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 гг. , а также ранее не публиковавшиеся тексты дополнений ко всем пятинам, изданные в 1999 г. Книги Шелонской пятины 1571 и 1576 гг. не рассматривались, а список ее погостов и волостей составлялся по всем используемым книгам, в том числе и по книге 1552-1553 гг. При изучении Обонежской пятины пришлось привлечь книгу 1563 г. (т.е. текст второй половины XVI в.). Такое допущение было сделано из-за плохой сохранности данных по Обонежской пятине в целом.
Таким образом, исчисления по Новгородским пятинам были проведены по книгам, созданным с 1495 по 1563 г. Такая растянутость во времени, фрагментарность в отдельных частях, ошибки писцов и издателей накладывают на результаты отпечаток гипотетичности.

Новгородская земля по сложившейся традиции описывалась по административным округам -погостам. «Погост» - наиболее древний и архаичный термин, под которым следует искать и низший церковно-административный округ. Слово бытовало и в Северо-Западной Руси (Новгороде, Пскове), и на Северо-Востоке, но значение его временем стало не одинаковым. Значение термина «погост» менялось со временем. Зафиксированный в X в. как место сбора дани, которое установлено княгиней Ольгой, погост превращается в центр округа. Погостом назывался и сам округ, и его центральное поселение, там ставили церковь, селились священники, жили старосты .

По мнению СБ. Веселовского, погост в Новгородских землях долгое время сохранял эти архаические черты . Поэтому древнее понимание термина дают новгородские источники, в том числе Новгородские писцовые книги. Для Новгородских земель погост - низшая административная единица, которая с другими такими же единицами объединялась в пятину. Эту административную единицу можно считать и церковно-административной, так как в центре погоста как округа стоял погост как поселение, и оно являлось средоточием церковной жизни .

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  

Другие статьи по теме:

- Иерусалимский храм
- Религиозные свободы в России конца xx века
- Преемство с исторической Россией — духовно-нравственная задача нашего времени
- Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
- ю.н. столяров библия и библиотеки
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи