Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Приходское духовенство xv - начала xvi века
Новгородские писцовые книги дают описание пятин именно по погостам, расписывая внутри них волости, села, деревни, иные владения. В описание входит и само центральное поселение -погост: «Погост Ужиньский: на погосте, на вопчей земле, на Захаровской Грабилова да на Ортемовской, Яковля сына Плотцова, церковь Велики Михайло Архангел, а на церковной земле: двор поп Овсей, двор церковной дьяк Онофрей, двор пономарь Степанко, двор проскурницы Анна, пашут землю церковную, сеют ржи три коробьи, а сена косят пол-тридцать копен» . В церковном центре округи находилось пять сел и еще большее количество деревень. На момент записи ни в одном селе или деревне Ужиньского погоста не было церквей, и все местные жители посещали церковь Михаила Архангела на погосте.
Так в XV в. (вернее до XVII в.) словом «погост» в Новгородских землях обозначается то, что мы привыкли называть приходом, в значении не церковной общины, а церковно-административного округа.
На Северо-Востоке Руси погост быстрее, чем в Новгородских землях, утратил первоначальное значение и превратился в кладбище или бесприходный храм при кладбище . Центр церковной жизни переместился в село, где была поставлена церковь. В Северо-Восточной Руси этот процесс к XIV в. уже практически завершился, но и в Новгородских землях при сохранении архаических черт погосты в конце XV в. уступают место сельским храмам.
Переписная оброчная книга Деревской пятины около 1495 г. раскрывает перед нами этот процесс: в погосте Коломенском находилось два села без церквей, на самом погосте - церковь Рождества Святой Богородицы, а в селе Вереск еще одна церковь - Великий Никола . В Сеглинском погосте вообще сел без церквей нет, в двух селах, указанных в переписи, стоит по церкви. В селе Глинянец - церковь Великий Егорей, в селе Горка - тоже церковь Великий Егорей и, наконец, на погосте (как в центре) церковь Рождество Пречистые . Не исключено, что храм на погосте был церковно-административным центром, главным храмом, но следует признать, что он не удовлетворял потребности жителей окрестных сел и деревень, которые стремились поставить церковь ближе к месту проживания. Вероятно, начался процесс дробления погостов. Особенно активно процесс заметен по переписной книге Бежецкой пятины 1545 г.: «Волость Трост-на - на погосте церковь Великий Михаило Архангел, в сельце Кавурцово - церковь Рождество Пречистые, стала ново», «Волость Мушино, село Олисово - церковь Иван Богослов, да Никола Чудотворец, да Сергей Чудотворец, стали ново» .
Другие статьи по теме: - человек-овца и господь бог - Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в xix - начале xx в. - Образ Иерусалимского храма - Постсекулярная эпоха - первая женщина- библиотекарь/ статья м.п.спиридоновой
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|