Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Приходское духовенство xv - начала xvi века
В 311 погостах сохранились письменные свидетельства о 264 церквах, стоящих в административных центрах - поименно обозначено 84% погостских церквей. Можно предположить, что на погосте, как в центральном поселении административного округа новгородской пятины, должна-была стоять одна или несколько церквей. Многие погосты носили даже двойные названия - Покровский Озерецкий , Дмитриевский Горденский и т.п. В этих погостах стояли, соответственно, церкви Покрова и Дмитрия Солунского. Однако в расчет при исследовании были приняты только специально упомянутые и описанные вместе с причтом церкви, а таких оказалась 212 (35 храмов упоминаются лишь в названиях погостов). Это не значит, что другие административные округа не имели церквей на погостах. В церквах на погостах было зафиксировано 194 священника. Т.е. попы служили в 85% описанных храмов. В данное число были включены все поименные указания на попов и на дворы попов без имени владельца. 15% церквей или действительно не имели священнослужителей на момент переписи (хотя в этом случае указывалось, что двор попа пуст), или такой пробел можно отнести к пропускам в писцовых книгах. Отсутствуют сведения о 35 попах, если предположить, что каждая церковь на погосте имела своего священника. Эту цифру можно уменьшить на 8 человек, так как в Обонежской пятине 8 погостов имели по 2 церкви и довольствовались одним священнослужителем.
На погостах было 154 дьяка (67%), т.е. явно больше половины церквей имели специальных дьяков-псаломщиков, в 75 случаях сведения о дьяках отсутствуют.
Более четверти церквей (28%), стоявших на погостах, содержали пономарей. Не следует забывать, что эта средняя цифра, так как в Вотской пятине пономари почти отсутствуют, а в Бежецкой их гораздо больше, чем в среднем по пятинам. Всего же в погостских церквах служило 65 пономарей.
31% погостских церквей имели сторожей (72 человека). Храмы Бежецкой пятины почему-то не нуждались в сторожах. Наконец, на погостах проживало 86 проскурниц, т.е. в 37% имеющихся церквей.
Напомним, что особенностью Новгородских земель было территориально-административное и церковно-административное деление на погосты, но в XV в. церкви начинают появляться и в селах.
Другие статьи по теме: - Храм Василия Блаженного - Повседневная жизнь русского средневекового монастыря - Приходское духовенство xv - начала xvi века - Неоготика - Из истории полемики против латинян в xvi веке
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|