Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Приходское духовенство xv - начала xvi века


Сохранились данные о 120 храмах, построенных в селах, деревнях и других местах. Нельзя однозначно утверждать, что все эти храмы в конце XV - первой половине XVI в. были центрами приходов и не были подчинены церкви на погосте. Можно лишь предположить тенденцию, в соответствии с которой каждый храм стремился к самостоятельности.
В 120 известных нам сельских и деревенских храмах служил 91 поп, т.е. священника имели 76% церквей. Уменьшение процента священнослужителей по сравнению с погостскими церквами можно объяснить не только плохой сохранностью источника. Возможно, некоторые сельские церкви пользовались услугами приходящих, в том числе и погостских священнослужителей. Так, в Туреньском погосте Деревской пятины в сельце Парфеево была построена церковь Покрова Святой Богородицы. На церковной земле стояли дворы церковного дьяка Гаврилки, проскурницы Олены и церковного сторожа Сенки . Не указано, что там стоял двор попа или что двор попа пуст. В сельце Броничи той же пятины причт, по крайней мере по писцовой книге, в церкви Введения Богородица отсутствует . В сельце Яблокове двор попа был пустым на момент составления писцовой книги Деревской пятины 1495 г. Книга Шелонской пятины 1552-1553 гг., описывая церковь Страстотерпца Григория в сельце Любачеве, обрывается на сообщении, что стоит эта церковь на земле некоего Ивашки с братьями, а строил церковь их отец Степан . Все эти и подобные факты дают более низкий процент количества священнослужителей в сельских и деревенских церквах.
Как и большая часть погостских церквей, сельские храмы имели дьяков. Всего упоминается 63 человека, т.е. таких служителей имели 52% церквей. Почти четверть сельских церквей (24%) имели в причте пономаря. По всем сельским церквам их насчитывается 29 человек. Церковные сторожа в селах - редкое явление. По всем 120 храмам их всего 19 (в 16% храмов). Сельские храмы имели в процентном отношении больше проскурниц, чем погостские. Около половины сельских церквей (45%) содержали в причте проскурницу, а всего их было 54. Вероятно, в селах было легче найти подходящую женщину на эту роль. Дьяконов во всех 120 сельских и деревенских храмах всего двое.

Если принять во внимание это исключение, то один из выводов может состоять в том, что в XV - начале XVI в. в Новгородской земле все еще сохранилось церковно-административное деление по погостам. Церкви на погостах были более обеспечены священно- и церковнослужителями. Сельские церкви были относительно бедны причтом. Их меньше, но наблюдалась тенденция к увеличению их численности, что просматривается более явно, если учесть количество сел без церквей и утрату в перспективе погостами их административного значения.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  

Другие статьи по теме:

- Из истории полемики против латинян в xvi веке
- Неоготика
- Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках
- Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века
- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи