Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Приходское духовенство xv - начала xvi века
Сохранившиеся отрывки писцовых книг Обонежской пятины упоминают еще несколько церквей. В отличие от остальных Новгородских пятин эти церкви нельзя назвать сельскими. Особенно много таких церквей в Спасском погосте на Выго-озере у моря. «На реце на Нюкчи поставили нюкчане церковь теплую Николу Чудотворцу, да другую церковь теплую Климента папы Римского» , «в Суме церковь Никола Чюдотворец, да другая теплая Успения Пречистые» , «на Клемеже речке на погосте поставлена после письма церковь Климент папа Римский» , «на Усть-Выга реки у моря... ныне поставлена церковь Троица Живоначальная после письма» , «у старой часовне Онтонка да Иванка без пашни... поставили после письма ново церковь теплую Николу Чюдотворца» , «в Вирме реки поставлена церковь ново после письма верховный апостол Петр и Павел» . В погосте Петровском на Челможе в волостке Спасского Хутынского монастыря «на Пудотской горе... поставлена церковь ново святый Великомученик Егорий» . В Никольском погосте на Оште в деревне Ладва «поставили крестьяне церковь Свя-таго Великомученика Егорея» . Церкви эти, поставленные крестьянами или монастырями, находятся на реках и в деревнях. Понятия «село» Обонежская пятина пока не знает.
В 10 церквах служило: попов - 10 (100%), дьяков - 10 (100%), сторожей - 1 (10%), пономарей - 6 (60%), проскурницы - 2 (20%), дьяконов - 0.
Следует обратить внимание на то, что впервые все церкви имеют в составе причта и попов, и дьяков.
По сохранившимся Писцовым книгам Обонежской пятины установлено, что на описанных территориях стояло 50 храмов, которые были обеспечены служителями следующим образом: попов - 40 (80%), дьяков - 32 (64%), пономарей - 15 (30%), сторожей - 9 (18%), проскурниц -8 (16%), дьяконов - 0. В 35 случаях такую статистику установить не удалось, но названия 85 церквей известны.
В целом Писцовые книги дают информацию о 311 погостах за период с конца XV до второй половины XVI в. Общее количество погостов равно 378, а это значит, что мы располагаем сведениями о 82% погостов. Даже с учетом того, что данные по некоторым погостам Обонежской, Бежецкой и Шелонской пятин не сохранились, перед нами представительные данные.
Другие статьи по теме: - Проблемы религиозного образования в России - Про «это» – православным - Священство и царство в российском общественном сознании - Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века - Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.)
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|