Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.)


Анализируя местные новгородские культы, Водов опирается на "Семисоборную роспись Великого Новгорода". Этот памятник, сложившийся в 1463 - 1508 гг., упоминает только два придела, связанных с "новгородскими" культами - Богоматерью "Знамение" и Св. Варлаамом Хутынским. Здесь можно было бы упрекнуть историка в известном ригоризме, потому что посвящение придела - это не необходимый признак только еще складывающегося культа, а скорее показатель его зрелости. Историк прослеживает почитание иконы "Знамение" в рамках "общей эволюции русского благочестия, в которой политические и военные чудеса были заменены частными личными чудесами" (к сожалению, в публикуемом тексте не нашла отражения крайне интересная идея автора об оппозиции новгородского "Знамения" московской "Владимирской Богоматери"). Культ Варлаама, напротив, во многом обязан своей "специализации" - святого рассматривали как заступника против часто угрожавшей Новгородской земле засухи.

Последние разделы сборника объединяют статьи по частным темам - функция "эконома" ("иконома") в древнерусском монастыре, роль средства передвижения в средневековом монастырском хозяйстве, вклад новгородских монастырей в летописание и источники "Слова похвального о великом князе Борисе Александровиче" инока Фомы, причем последняя статья написана в соавторстве с Ф. Поляковым. В этих разделах Водов решает вопрос о том, распространялась власть митрополита Герасима (1433 - 1435) лишь на Великое Княжество Литовское или на все русские княжества, и прослеживает соперничество Москвы и Владимира за звание "церковной столицы Северо-Восточной Руси" в XIV - XV вв. Все статьи, вошедшие в сборник, характеризуются тщательностью работы с источниками и аргументированностью выводов - чертами, делающими книгу В. А. Водова важным вкладом в изучение церковной истории.

Примечания

Памятники литературы древней Руси: XII век. М., 1980. С. 615.
Бегунов Ю. К. Козма Пресвитер в славянских литературах. София, 1973. С. 70 - 72.
Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг (Из истории русско-византийских отношений XII в.) // Византийский временник. Т. XXI. М., 1962. С. 29 - 50.
С другой стороны, стремление кн. Андрея Боголюбского выдвинуть собственного кандидата в митрополиты новообразованной митрополии, или, в крайнем случае в епископы, "опиралось на ряд прецедентов" (с. 82), в том числе, и на небезуспешные попытки киевских князей повлиять на выбор митрополита



1  2  3  4  5  

Другие статьи по теме:

- человек-овца и господь бог
- О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
- Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь
- Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви
- Постсекулярная эпоха
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи