Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.)
Анализируя местные новгородские культы, Водов опирается на "Семисоборную роспись Великого Новгорода". Этот памятник, сложившийся в 1463 - 1508 гг., упоминает только два придела, связанных с "новгородскими" культами - Богоматерью "Знамение" и Св. Варлаамом Хутынским. Здесь можно было бы упрекнуть историка в известном ригоризме, потому что посвящение придела - это не необходимый признак только еще складывающегося культа, а скорее показатель его зрелости. Историк прослеживает почитание иконы "Знамение" в рамках "общей эволюции русского благочестия, в которой политические и военные чудеса были заменены частными личными чудесами" (к сожалению, в публикуемом тексте не нашла отражения крайне интересная идея автора об оппозиции новгородского "Знамения" московской "Владимирской Богоматери"). Культ Варлаама, напротив, во многом обязан своей "специализации" - святого рассматривали как заступника против часто угрожавшей Новгородской земле засухи.
Последние разделы сборника объединяют статьи по частным темам - функция "эконома" ("иконома") в древнерусском монастыре, роль средства передвижения в средневековом монастырском хозяйстве, вклад новгородских монастырей в летописание и источники "Слова похвального о великом князе Борисе Александровиче" инока Фомы, причем последняя статья написана в соавторстве с Ф. Поляковым. В этих разделах Водов решает вопрос о том, распространялась власть митрополита Герасима (1433 - 1435) лишь на Великое Княжество Литовское или на все русские княжества, и прослеживает соперничество Москвы и Владимира за звание "церковной столицы Северо-Восточной Руси" в XIV - XV вв. Все статьи, вошедшие в сборник, характеризуются тщательностью работы с источниками и аргументированностью выводов - чертами, делающими книгу В. А. Водова важным вкладом в изучение церковной истории.
Примечания
Памятники литературы древней Руси: XII век. М., 1980. С. 615.
Бегунов Ю. К. Козма Пресвитер в славянских литературах. София, 1973. С. 70 - 72.
Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг (Из истории русско-византийских отношений XII в.) // Византийский временник. Т. XXI. М., 1962. С. 29 - 50.
С другой стороны, стремление кн. Андрея Боголюбского выдвинуть собственного кандидата в митрополиты новообразованной митрополии, или, в крайнем случае в епископы, "опиралось на ряд прецедентов" (с. 82), в том числе, и на небезуспешные попытки киевских князей повлиять на выбор митрополита
Другие статьи по теме: - человек-овца и господь бог - О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России - Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь - Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви - Постсекулярная эпоха
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|