Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.)
Третий раздел сборника посвящен истории канонизации и становления местных культов. Вслед за Е. Е. Голубинским Водов признает, что "Русская церковь, точно так же как до этого и греческая церковь, не знала такой канонизации, которая практиковалась западной церковью с X - XI вв., [когда] всякое местное почитание усопшего, чтобы превратиться в культ святого, должно было получить санкцию из Рима" (с. 134). Именно отсутствие централизации делает исследование древнерусской канонизации очень увлекательным. Водов детально исследует историю канонизации Владимира. Принимая устоявшийся в историографии вывод о том, что речь идет о событии, относящемся ко второй половине XIII в. (Е. Е. Голубинский, М. С. Грушевский), он пытается показать, почему эта канонизация не произошла раньше. По его мнению, условием для канонизации короля или князя, крестившего свою страну, была на рубеже "тысячного года" его насильственная смерть. Это правило подтверждают примеры норвежского короля Олафа Святого и датского - Кнута Святого (Святой Стефан в данном случае является исключением). Судьбы Мешко и Болеслава I, сыгравших роль, близкую к роли Владимира, но не погибших насильственной смертью и не причисленных к лику святых, также, по-видимому, подтверждают эту закономерность. Образ Владимира быстро оказался в Киевской Руси заслоненным его сыном.
"Десятинная церковь... была вскоре оттеснена Святой Софией, местом погребения Ярослава и некоторых его преемников, собором "митрополии всея Руси"... То место, рядом с наиболее почитаемыми новозаветными апостолами, которое Иларион пытался предоставить Владимиру, в конечном счете досталось Апостолу Андрею" (с. 129 - 130). Зато в XV в. почитание Владимира перенимается московскими книжниками, для которых он был и отцом мучеников Бориса и Глеба, пример которых был особенно важен во время "феодальной" войны
Другие статьи по теме: - В чем каемся? И чего у неба просим? - Храм Василия Блаженного - К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории - Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века - Храмы «под звоном»
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|