Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


Фотогалерея теплохода Александр Фадеев
 

Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.)


Нужно отметить, что сомнение вызывает не само по себе наличие веротерпимости к латинянам в Киевской Руси, а существование каких-то общих норм и представлений, в равной мере разделявшихся церковными и светскими элитами этого государства. На мой взгляд, скорее можно было бы говорить о сосуществовании и соперничестве разных тенденций, одна из которых и описана историком. Водов утверждает, что толерантность к западному христианству, характерная для Киевской Руси, сохраняется впоследствии в Великом Княжестве Литовском и в Великом Новгороде. Об этом свидетельствуют три небольших экскурса, посвященные описанию Флорентийского собора в новгородских летописях - "Повести о Варяжской божнице" и "Вопрошанию Кирика". Автор показывает, что негативное восприятие новгородским летописцем митрополита Исидора сформировалось не в связи с его поведением на Флорентийском соборе, а потому, что он нарушил церковную зависимость Пскова от Новгорода, поставив туда своего наместника (с. 51). Это вызвало резкое недовольство новгородского архиепископа, лишившегося права суда в Пскове и, соответственно, судебных пошлин, что обусловило и резкие, выдержанные в "московском" духе комментарии летописца об Исидоре. "Повесть о Варяжской божнице" (или "Повесть о посаднике Добрыне"), имеющая явно антилатинскую направленность, связывалась ранее с новгородской литературной традицией XV в. Водов показывает, что списки "Повести" в составе новгородской рукописной традиции не сохранились и что ее автор плохо знал новгородскую историю. Он приходит к аргументированному выводу о принадлежности "Повести" московской книжности конца XV в. (с. 59 - 60).

В небольшой статье "Черта западного влияния в "Вопрошании Кирика"" Водов выдвигает предположение, что резко негативные высказывания владыки Нифонта о паломничествах могут основываться на западных источниках (Elucidarium Гонория Августодунского, относящийся к началу ХII в.) (с. 46 - 47). Однако эта версия основана на ряде допущений. При этом не учтенным остается традиционное, опирающееся на текстологические аргументы мнение о том, что источником ответа Нифонта является "Беседа" Козмы Пресвитера . Центральная статья второго раздела рассказывает с попытке Андрея Боголюбского основать собственную митрополию во Владимире и поставить во главе ее некоего Федора ("Федорца"). Водов вступает в полемику с знаменитым исследованием Н. Н. Воронина "Андрея Боголюбский и Лука Хризоверг". Саму инициативу кн. Андрея Боголюбского Воронин охарактеризовал как попытку "освобождения Русской церкви от греческой опеки" или как стремление "разорвать традиционную цепь субординации византийской и русской церквей", причем утверждал, что в Византии "особую тревогу вызывали ясно обнаружившиеся в XII в. тенденции преодоления феодальной раздробленности..." Согласно Воронину, кн. Андрею при этом противодействовали "митрополит-грек и греческий епископат", игравшие роль "теократической партии". Борьбу Андрея Боголюбского с ней историк прямо сравнивает с борьбой французских королей, выступавших за объединение страны, против папского престола и поддерживавшей его "теократической партии" во главе с Бернардом Клервосским .

1  2  3  4  5  

Другие статьи по теме:

- Храм Василия Блаженного
- Золочение куполов
- Проблемы религиозного образования в России
- пять пунктов кальвинизма
- Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи