Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.)
Нужно отметить, что сомнение вызывает не само по себе наличие веротерпимости к латинянам в Киевской Руси, а существование каких-то общих норм и представлений, в равной мере разделявшихся церковными и светскими элитами этого государства. На мой взгляд, скорее можно было бы говорить о сосуществовании и соперничестве разных тенденций, одна из которых и описана историком. Водов утверждает, что толерантность к западному христианству, характерная для Киевской Руси, сохраняется впоследствии в Великом Княжестве Литовском и в Великом Новгороде. Об этом свидетельствуют три небольших экскурса, посвященные описанию Флорентийского собора в новгородских летописях - "Повести о Варяжской божнице" и "Вопрошанию Кирика". Автор показывает, что негативное восприятие новгородским летописцем митрополита Исидора сформировалось не в связи с его поведением на Флорентийском соборе, а потому, что он нарушил церковную зависимость Пскова от Новгорода, поставив туда своего наместника (с. 51). Это вызвало резкое недовольство новгородского архиепископа, лишившегося права суда в Пскове и, соответственно, судебных пошлин, что обусловило и резкие, выдержанные в "московском" духе комментарии летописца об Исидоре. "Повесть о Варяжской божнице" (или "Повесть о посаднике Добрыне"), имеющая явно антилатинскую направленность, связывалась ранее с новгородской литературной традицией XV в. Водов показывает, что списки "Повести" в составе новгородской рукописной традиции не сохранились и что ее автор плохо знал новгородскую историю. Он приходит к аргументированному выводу о принадлежности "Повести" московской книжности конца XV в. (с. 59 - 60).
В небольшой статье "Черта западного влияния в "Вопрошании Кирика"" Водов выдвигает предположение, что резко негативные высказывания владыки Нифонта о паломничествах могут основываться на западных источниках (Elucidarium Гонория Августодунского, относящийся к началу ХII в.) (с. 46 - 47). Однако эта версия основана на ряде допущений. При этом не учтенным остается традиционное, опирающееся на текстологические аргументы мнение о том, что источником ответа Нифонта является "Беседа" Козмы Пресвитера . Центральная статья второго раздела рассказывает с попытке Андрея Боголюбского основать собственную митрополию во Владимире и поставить во главе ее некоего Федора ("Федорца"). Водов вступает в полемику с знаменитым исследованием Н. Н. Воронина "Андрея Боголюбский и Лука Хризоверг". Саму инициативу кн. Андрея Боголюбского Воронин охарактеризовал как попытку "освобождения Русской церкви от греческой опеки" или как стремление "разорвать традиционную цепь субординации византийской и русской церквей", причем утверждал, что в Византии "особую тревогу вызывали ясно обнаружившиеся в XII в. тенденции преодоления феодальной раздробленности..." Согласно Воронину, кн. Андрею при этом противодействовали "митрополит-грек и греческий епископат", игравшие роль "теократической партии". Борьбу Андрея Боголюбского с ней историк прямо сравнивает с борьбой французских королей, выступавших за объединение страны, против папского престола и поддерживавшей его "теократической партии" во главе с Бернардом Клервосским .
Другие статьи по теме: - Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.) - человек-овца и господь бог - Стоглав и его место в русской канонической традиции - Храм Василия Блаженного - Иерусалимский храм
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|