Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.)

Лавров А.С.

Сборник статей В. А. Водова разделен на шесть тематических разделов, в которых рассматриваются отношения между древнерусским христианством и Западом, Церковью и княжеской властью, а также развитие местных культов, церковные учреждения, христианская культура и историография. Эти разделы объединены общими темами и сквозными идеями. Среди последних я бы выделил особый характер церковно-политических отношений Киевской Руси и Византии, для характеристики которого Водов прибегает к летописной легенде о княгине Ольге, будто бы "принявшей крещение от патриарха, но отказавшей императору, предложившему ей свою руку". Таким образом, речь идет о каноническом подчинении константинопольскому патриарху при отсутствии политической зависимости от византийского императора. Не менее важен для автора и своеобразный характер рецепции "византийского политико-правового учения" на Руси. Если царь Симеон или Стефан Душан приняли это учение целиком, включая и часть, касающуюся императора (которую они проецировали на себя), что не могло не привести к "оспориванию власти самого базилевса" (с. 40), то русские князья "не пытались присвоить себе императорский титул, что значило бы ставить под сомнение сами основы византийской идеологии" (с. 91). Это отношение изменилось только в московской традиции, но уже тогда, когда Византия сошла с исторической сцены.

Центральной для первого раздела является статья "Аспекты и границы понятия вселенскости в древнерусской экклезиологии". В ней Водов выдвигает два основных тезиса: об ограниченной церковной зависимости Киевской Руси от Константинополя и отсутствии в Киевской Руси негативного образа западного христианства. Аргументов для доказательства первого из них оказывается более чем достаточно. Автор показывает, что "связи между Русью и вселенской церковью в греческом, узком смысле слова, сводились к назначению" митрополита всея Руси в Константинополе (с. 34). Об "отсутствии всякого глубокого чувства духовного единства с греками" говорит и не проведение канонизаций митрополитов-греков (за исключением Константина I; с. 38). О том же свидетельствует и древнерусская реакция (а вернее, ее отсутствие) на церковный раскол 1054 г. (с. 38). Зато, говоря о "толерантности русских по отношению к латинянам" (с. 41), Водов приводит в качестве примеров игумена Даниила, поддерживавшего связи с крестоносцами в Святой Земле, и образы венгров и поляков в Киево-Печерском патерике, не отмеченные конфессиональной враждебностью. Однако с филиппиками в адрес латинян выступали не только митрополиты-греки (с. 42), но и Феодосии Печерский, чья речь, обращенная к кн. Изяславу Ярославичу, если верить Киево-Печерскому патерику, начиналась со слов: "Вера их зла и закон их нечист есть..."

1  2  3  4  5  

Другие статьи по теме:

- Иерусалимский храм
- Духовная эволюция или деградация?
- Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века
- Стоглав и его место в русской канонической традиции
- Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи