Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Священство и царство в российском общественном сознании
Вновь и вновь мы видим ту самую парадигму, с которой начали наше рассуждение, причем видим ее в динамическом развитии: от царя как посредника в ритуале к царю как иконе Христа. В раннем христианстве богословие царской власти еще совершенно не было развито, в Византии оно приняло облик “симфонии властей”, а в высоком западном Средневековье — превратилось в теорию о “двух телах короля”.
Радикальный перелом произошел в век Просвещения, когда был выдвинут тезис о “божественном праве королей”, ставший обоснованием абсолютизма, охотно перенятого затем на Руси. Однако следует помнить, что это “божественное право” имеет очень мало общего с былыми представлениями о царе, обладавшем немалым списком “божественных обязанностей”, но едва ли пытавшемся провозгласить собственную волю высшим мерилом истины на подвластной ему территории.
Как пишет Хокарт26 , “принято думать, что теория Божественного права в том виде, в каком ее придерживались радикальные сторонники в XVII в., была последним всплеском Средневековья. Однако в действительности все наоборот: это было первое пробное выступление современного духа”. В древних обществах подданные подчинялись царю на определенных условиях и требовали от него многого, иногда — слишком многого и даже невозможного, а при несоответствии монарха завышенным ожиданиям просто тем или иным способом избавлялись от него. Правовыми и религиозными нормами это не только дозволялось, но даже предписывалось. Разумеется, и абсолютистские монархии знали немало дворцовых переворотов, но совершались они, как и прочие акты абсолютистского правления, по воле, если не сказать прихоти человеческого разума, а не по продиктованной свыше необходимости.
С христианской точки зрения идеология абсолютизма есть отказ от видения царя как образа Христа, образа по определению неидеального и часто недостойного, причем отказ этот вел далеко назад — к чисто языческому пониманию царя как ипостаси божества, непогрешимого и никому неподотчетного в своих действиях.
Итак, вернемся к русским святым князьям. В них мы видим прежде всего образ Христа, видим людей, до самого конца (часто мученического) исполнивших свое служение. Это служение Г.Л. Федотов называет “национальным”, отметив, что почитание князей было чисто русским новшеством, неизвестным прежде в Византии и встреченным там с большой осторожностью.
Другие статьи по теме: - Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь - Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках - Ученые тоже верят в потусторонние силы - Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е - ю.н. столяров библия и библиотеки
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|