Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Священство и царство в российском общественном сознании
Естественно, для христиан новые жертвоприношения не нужны. Жертва, принесенная на Голгофе, абсолютна, никакое другое искупление после нее уже не нужно и не возможно; подвиг мученика состоит не в “частном искуплении”, а во свидетельстве веры ценой своей жизни, в соучастии, а не в повторении Голгофы. Вместе с тем и царство, и священство продолжают свое существование. Богословие иконы открыло новую возможность, уже предугаданную в древневосточных богословских моделях: почитать в царе и священнике не воплощение и не ипостась Божества (как в древнейших пластах языческой мифологии), а Его образ. Речь не идет о том, что каждый конкретный царь и каждый конкретный священник обладают божественной природой или воплощают в себе неземное совершенство, а о том, что они исполняют на земле роль, символически представляющую Бога. Причем играть они ее могут с разным успехом, в том числе — с полным провалом.
Как во Христе различаются, но не разделяются божественная и человеческая природа, так и в христианской монархии священство и царство в идеале образуют два различных, но связанных друг с другом института:
священство царство
В христианстве, по выражению Зубова и Павловой 12 , “царство совершенно изменило свою природу (по сравнению с языческим древним Востоком. — А.Д.), и, хотя память прошлого величия царственности постоянно вызывала конфликты со священноначалием, в лучшие моменты истории pax сhristiana они разрешались в симфонию богочеловеческого тела Христова”. Нетрудно угадать, что помимо “лучших моментов” бывали и худшие, когда верх брала память языческого прошлого, очевидно, заложенная в человека на уровне “коллективного бессознательного” и потому всплывающая вновь и вновь, невзирая на новые теории и реалии.
И чтобы понять российскую современность, имеет смысл посмотреть, как соотносились друг с другом священство и царство в тех монархиях, преемниками которых видели себя русские государи, строившие на своей земле “Новый Иерусалим” и “Третий Рим” одновременно.
2. Монархия в Ветхом Завете
По мнению составителей сборника Regnum Aeternum13, земное царство “изначально было образом, иконою горнего Царства”, и это “не более недостойно, чем человеку быть образом Божиим”. Характерно само название этого сборника — он посвящен монархии земной, но носит имя, которым у христиан может обозначаться только Царство Божие.
Однако насколько правомерно уподоблять установление монархии сотворению человека, непосредственному делу рук Божьих, образу и подобию Бога (Быт 1:26-27)? 8-я глава 1-й книги Царств совершенно однозначно трактует монархию как чисто человеческое изобретение, как своего рода отступничество от идеала теократии, и никакие библейские пассажи, говорящие о практических преимуществах монархии над анархией (“В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым” — Суд 19:1; Суд 21:25), не признают за монархией никакого божественного происхождения.
Другие статьи по теме: - Шатровые каменные храмы - Про «это» – православным - Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е - Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский - Золочение куполов
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|