Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


Ремонт audi ауди сервис auto-diagnost.ru.
 

Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова


В работах Я.Н. Щапова отмечается, что земельная собственность появилась у монасты-рей раньше, чем у церквей. На примере изучения истории получения земель Киевским Печер-ским монастырем он прослеживает эволюцию форм владения и использования земли монастыря-ми: первоначально Печерский монастырь получил землю от кн. Изяслава под сооружения храма и монастырских построек, а уже потом - земли, обложенные данью, т.е. земли с крестьянами . При этом исследователь подчеркивает, что в монастырях собирались люди, связанные общим идеалом жизни вне мира, и только с учетом этого обстоятельства монастырь можно рассматривать с эконо-мической и социальной точек зрения. На монастырях в средние века также лежала обязанность обеспечения нетрудоспособных (организация больниц и богаделен). Кроме того, монастыри были центрами культурной жизни, где составлялись жития, летописи, существовали специальные скрип-тории. Отмечается также и отличие монастырской собственности от светской: феодальная структура владения предполагала подчинение мелких собственников более крупным, однако в отличие от древнерусской светской или католической, монастырская древнерусская собственность не предполагала собственности митрополита на все земли. Поэтому русская монастырская собственность оказывалась как часть церковной организации в подчинении у митрополита и епископов, причем собственниками земли оставались храмы и монастыри .

Интерес Я.Н. Щапова к истории монашества нашел отражение в докладе, прочитанном им в 1996 г. на международном коллоквиуме в Париже. Особое внимание докладчика привлекла структура так называемых ктиторских монастырей, которые он подразделил на 3 группы: основанные князьями, не ставшими пострижениками этих монастырей; основанные по инициативе и на средства отдельных лиц, постригшихся в монахи, и основанные епископами.

Изучая историю русских монастырей, Я.Н. Щапов обратил внимание на институт, который привлекал прежде внимание только на новгородском материале . Это архимандритии, где исследователь увидел не местную, а довольно распространенную организацию городского монашества. На основе изучения летописного материала он датировал время появления этих организаций XII в., а местом их возникновения назвал Киев. Называться же архимандритиями самые почитаемые и важные монастыри начали с XII в., хотя как собрания игуменов они были известны и раньше . Самое раннее известие о собрании всех игуменов в Киеве относится к съезду 1096 г., где предполагалось заключить договор с половцами. Это, по мнению Я.Н. Щапова, свидетельствует о том, что игуменские организации принимали участие в политической жизни городов на территории Великого княжества Литовского. Они сохранялись как особые организации до XV в.

1  2  3  4  5  6  7  8  

Другие статьи по теме:

- Из истории полемики против латинян в xvi веке
- Шатровые каменные храмы
- Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
- Священство и царство в российском общественном сознании
- В чем каемся? И чего у неба просим?
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи