Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова
В работах Я.Н. Щапова отмечается, что земельная собственность появилась у монасты-рей раньше, чем у церквей. На примере изучения истории получения земель Киевским Печер-ским монастырем он прослеживает эволюцию форм владения и использования земли монастыря-ми: первоначально Печерский монастырь получил землю от кн. Изяслава под сооружения храма и монастырских построек, а уже потом - земли, обложенные данью, т.е. земли с крестьянами . При этом исследователь подчеркивает, что в монастырях собирались люди, связанные общим идеалом жизни вне мира, и только с учетом этого обстоятельства монастырь можно рассматривать с эконо-мической и социальной точек зрения. На монастырях в средние века также лежала обязанность обеспечения нетрудоспособных (организация больниц и богаделен). Кроме того, монастыри были центрами культурной жизни, где составлялись жития, летописи, существовали специальные скрип-тории. Отмечается также и отличие монастырской собственности от светской: феодальная структура владения предполагала подчинение мелких собственников более крупным, однако в отличие от древнерусской светской или католической, монастырская древнерусская собственность не предполагала собственности митрополита на все земли. Поэтому русская монастырская собственность оказывалась как часть церковной организации в подчинении у митрополита и епископов, причем собственниками земли оставались храмы и монастыри .
Интерес Я.Н. Щапова к истории монашества нашел отражение в докладе, прочитанном им в 1996 г. на международном коллоквиуме в Париже. Особое внимание докладчика привлекла структура так называемых ктиторских монастырей, которые он подразделил на 3 группы: основанные князьями, не ставшими пострижениками этих монастырей; основанные по инициативе и на средства отдельных лиц, постригшихся в монахи, и основанные епископами.
Изучая историю русских монастырей, Я.Н. Щапов обратил внимание на институт, который привлекал прежде внимание только на новгородском материале . Это архимандритии, где исследователь увидел не местную, а довольно распространенную организацию городского монашества. На основе изучения летописного материала он датировал время появления этих организаций XII в., а местом их возникновения назвал Киев. Называться же архимандритиями самые почитаемые и важные монастыри начали с XII в., хотя как собрания игуменов они были известны и раньше . Самое раннее известие о собрании всех игуменов в Киеве относится к съезду 1096 г., где предполагалось заключить договор с половцами. Это, по мнению Я.Н. Щапова, свидетельствует о том, что игуменские организации принимали участие в политической жизни городов на территории Великого княжества Литовского. Они сохранялись как особые организации до XV в.
Другие статьи по теме: - Из истории полемики против латинян в xvi веке - Шатровые каменные храмы - Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский - Священство и царство в российском общественном сознании - В чем каемся? И чего у неба просим?
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|