Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова


Говоря о политической жизни Церкви, Я.Н. Щапов выделяет два направления: первое было связано с внутри- и внецерковной деятельностью, направленной на достижение собственных целей, а второе - с участием Церкви в политической жизни государства. Ярослав Николаевич подчеркива-ет, что по своему положению среди митрополий Константинопольского патриархата Русская цер-ковь занимала особое положение, с самого начала представляя собой Церковь национальную и го-сударственную. Он полемизирует с теми из исследователей XIX-XX вв., которые полагали, что Русская церковь в первые века своего существования сильно зависела от Константинополя и платила патриарху большую дань. По мнению Щапова, такое утверждение не находит подтверждения в источниках. Напротив, русская митрополия, хотя ее и возглавляли митрополиты-греки, обладала большой самостоятельностью. Другой вопрос, благом ли для Руси было то, что во главе Церкви находились греки, а не русские. Мнения по этому вопросу расходятся: Е.Е. Голубинский считал это благом по той причине, что митрополиты-греки не вмешивались во внутриполитическую жизнь государства , тогда как Я.Н. Щапов считает, что трудно переоценить сам факт принятия христианства из Византии, обращая при этом внимание на то обстоятельство, что культурное и политическое развитие Руси шло иногда без представителей Константинополя в Киеве, а иногда и вопреки им . В качестве примера он приводит деятельность Илариона - автора знаменитого «Слова о Законе и Благодати», близкого не столько к представителям Константинополя, сколько к княжеской киевской власти. Вне митрополичьего двора развивалось и русское летописание. Создание местного кодекса церковного суда также связано не с Константинополем, а с русскими деятелями - Ярославом и тем же Иларионом. И «успехи в развитии древнерусской культуры, связанной с христианством, определяются активной поддержкой его со стороны светской государственной власти и монастырей в значительно большей степени, чем церковных иерархов, присылаемых с берегов Босфора» .

Что же касается политической деятельности Церкви, то представители ее кафедр часто ис-пользовались в качестве послов. Положение русского духовенства и его статус позволяли ему быть арбитрами в княжеских и боярских спорах. Особое внимание исследователь уделил участию духовенства в княжеских съездах и других средневековых представительных учреждениях, что не мешало светской власти иногда конфликтовать с церковными иерархами, прежде всего в связи с растущими земельными владениями церквей и монастырей . Я.Н. Щапов признает также наличие конфликтов отдельных иерархов и князей на почве их политических или церковных амбиций, однако в целом считает, что церковные представители выступали в качестве при-миряющей силы в княжеских конфликтах. Отмечает исследователь, и то большое значение, которое придавали русские князья роли Церкви в политической жизни страны и, в частности, в повышении авторитета не только княжеской власти как таковой, но и политики определенного князя, что и приводило к стремлению князей распространить свое влияние на Церковь и поддержать ее, а также к возникновению различных церковно-политических теорий и изменению титулатуры правителей Руси .
Важное значение имеет и исследование Я.Н. Щаповым так называемых княжеских уставов, которое ученый провел на основе анализа нескольких сот списков сохранившихся уставов XI-XVII вв., где регламентируется жизнь Церкви и мирян по широкому кругу вопросов . Скрупулезное изучение многочисленных списков связанных с Церковью княжеских уставов позволило исследователю охарактеризовать, в частности, и систему семейно-брачных отношений на Руси .

1  2  3  4  5  6  7  8  

Другие статьи по теме:

- Священство и царство в российском общественном сознании
- Преемство с исторической Россией — духовно-нравственная задача нашего времени
- Шатровые каменные храмы
- Археологическое доказательство существования Иисуса Христа
- пять пунктов кальвинизма
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи