Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова
Говоря о политической жизни Церкви, Я.Н. Щапов выделяет два направления: первое было связано с внутри- и внецерковной деятельностью, направленной на достижение собственных целей, а второе - с участием Церкви в политической жизни государства. Ярослав Николаевич подчеркива-ет, что по своему положению среди митрополий Константинопольского патриархата Русская цер-ковь занимала особое положение, с самого начала представляя собой Церковь национальную и го-сударственную. Он полемизирует с теми из исследователей XIX-XX вв., которые полагали, что Русская церковь в первые века своего существования сильно зависела от Константинополя и платила патриарху большую дань. По мнению Щапова, такое утверждение не находит подтверждения в источниках. Напротив, русская митрополия, хотя ее и возглавляли митрополиты-греки, обладала большой самостоятельностью. Другой вопрос, благом ли для Руси было то, что во главе Церкви находились греки, а не русские. Мнения по этому вопросу расходятся: Е.Е. Голубинский считал это благом по той причине, что митрополиты-греки не вмешивались во внутриполитическую жизнь государства , тогда как Я.Н. Щапов считает, что трудно переоценить сам факт принятия христианства из Византии, обращая при этом внимание на то обстоятельство, что культурное и политическое развитие Руси шло иногда без представителей Константинополя в Киеве, а иногда и вопреки им . В качестве примера он приводит деятельность Илариона - автора знаменитого «Слова о Законе и Благодати», близкого не столько к представителям Константинополя, сколько к княжеской киевской власти. Вне митрополичьего двора развивалось и русское летописание. Создание местного кодекса церковного суда также связано не с Константинополем, а с русскими деятелями - Ярославом и тем же Иларионом. И «успехи в развитии древнерусской культуры, связанной с христианством, определяются активной поддержкой его со стороны светской государственной власти и монастырей в значительно большей степени, чем церковных иерархов, присылаемых с берегов Босфора» .
Что же касается политической деятельности Церкви, то представители ее кафедр часто ис-пользовались в качестве послов. Положение русского духовенства и его статус позволяли ему быть арбитрами в княжеских и боярских спорах. Особое внимание исследователь уделил участию духовенства в княжеских съездах и других средневековых представительных учреждениях, что не мешало светской власти иногда конфликтовать с церковными иерархами, прежде всего в связи с растущими земельными владениями церквей и монастырей . Я.Н. Щапов признает также наличие конфликтов отдельных иерархов и князей на почве их политических или церковных амбиций, однако в целом считает, что церковные представители выступали в качестве при-миряющей силы в княжеских конфликтах. Отмечает исследователь, и то большое значение, которое придавали русские князья роли Церкви в политической жизни страны и, в частности, в повышении авторитета не только княжеской власти как таковой, но и политики определенного князя, что и приводило к стремлению князей распространить свое влияние на Церковь и поддержать ее, а также к возникновению различных церковно-политических теорий и изменению титулатуры правителей Руси .
Важное значение имеет и исследование Я.Н. Щаповым так называемых княжеских уставов, которое ученый провел на основе анализа нескольких сот списков сохранившихся уставов XI-XVII вв., где регламентируется жизнь Церкви и мирян по широкому кругу вопросов . Скрупулезное изучение многочисленных списков связанных с Церковью княжеских уставов позволило исследователю охарактеризовать, в частности, и систему семейно-брачных отношений на Руси .
Другие статьи по теме: - Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века - Образ Иерусалимского храма - Про «это» – православным - Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России - ю.н. столяров библия и библиотеки
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|