Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова
Я. Щапов отмечал, что важнейшими представителями церковной власти на местах были владычные наместники, обладавшие правом суда, владычные тиуны, которых Б.Д. Греков сравнивал с ключниками, и десятинщики, известные по источникам с XIII в. Владычные десятинщики были, вероятно, участниками княжеских судов и взимали десятину от судебных пошлин. Я.Н. Щапов убедительно показал, что десятина была основной формой церковного обеспечения на протяжении первого столетия существования Русской православной церкви. Она включала в себя десятину от даней, судебную десятину, торговую десятину и действительно соответствовала десятой части поступлений в княжескую казну, причем в XI-ХП вв. это были уже поступления не от контрибуции и трофеев, а от постоянных земель, входивших в состав государства . Изучение вопроса о происхождении десятины и ее сравнение с правилами обеспечения Церкви в Византии, Западной и Северной Европе и Польше дало исследователю право заключить, что десятина имела оригинальный, русский характер . Земельная собственность Церкви, по мнению ученого, появилась не ранее первой половины XII в. и была сначала вспомогательным средством ее обеспечения . Она владела не только селами, но и городами, в чем Я.Н. Щапов видит пережиток ранней, даннической формы эксплуатации . Другим источником содержания Церкви в ХП-ХШ вв. было хранение мер и весов, что не только увеличивало денежные поступления, но и свидетельствовало о высоком авторитете Церкви как хранительницы справедливых имущественных отношений в миру .
Глубокое изучение источников по истории церковного суда первых веков христианства на Руси также позволило Я.Н. Щапову сделать ряд ценных и важных наблюдений. Так, он пришел к выводу, что, «создавая широкую церковную юрисдикцию в XI веке, древнерусские юристы и преж-де всего один из авторов Устава Ярослава митрополит Иларион сохранили в церковном праве рус-скую систему наказаний - денежные взыскания в виде штрафов... в отличие от канонического права, по которому проступки наказывались наложением епитимьи, дополнительных постов и молитв, и от византийского права с членовредительными наказаниями» . Как подчеркивал Ярослав Николаевич, «общие тенденции развития юрисдикции на различных территориях Руси в ХИ-ХШ вв. в основном одинаковы, хотя в отдельных землях и наблюдались особенности, за которыми стоит различное соотношение социальных и политических групп и политических институтов древнерусских княжеств» .
Другие статьи по теме: - Священство и царство в российском общественном сознании - Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.) - Храмы «под звоном» - Из истории полемики против латинян в xvi веке - Образ Иерусалимского храма
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|