Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


Установка металлических брекет систем из чего складываются цены на металлические брекеты.
 

Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова


Я. Щапов отмечал, что важнейшими представителями церковной власти на местах были владычные наместники, обладавшие правом суда, владычные тиуны, которых Б.Д. Греков сравнивал с ключниками, и десятинщики, известные по источникам с XIII в. Владычные десятинщики были, вероятно, участниками княжеских судов и взимали десятину от судебных пошлин. Я.Н. Щапов убедительно показал, что десятина была основной формой церковного обеспечения на протяжении первого столетия существования Русской православной церкви. Она включала в себя десятину от даней, судебную десятину, торговую десятину и действительно соответствовала десятой части поступлений в княжескую казну, причем в XI-ХП вв. это были уже поступления не от контрибуции и трофеев, а от постоянных земель, входивших в состав государства . Изучение вопроса о происхождении десятины и ее сравнение с правилами обеспечения Церкви в Византии, Западной и Северной Европе и Польше дало исследователю право заключить, что десятина имела оригинальный, русский характер . Земельная собственность Церкви, по мнению ученого, появилась не ранее первой половины XII в. и была сначала вспомогательным средством ее обеспечения . Она владела не только селами, но и городами, в чем Я.Н. Щапов видит пережиток ранней, даннической формы эксплуатации . Другим источником содержания Церкви в ХП-ХШ вв. было хранение мер и весов, что не только увеличивало денежные поступления, но и свидетельствовало о высоком авторитете Церкви как хранительницы справедливых имущественных отношений в миру .

Глубокое изучение источников по истории церковного суда первых веков христианства на Руси также позволило Я.Н. Щапову сделать ряд ценных и важных наблюдений. Так, он пришел к выводу, что, «создавая широкую церковную юрисдикцию в XI веке, древнерусские юристы и преж-де всего один из авторов Устава Ярослава митрополит Иларион сохранили в церковном праве рус-скую систему наказаний - денежные взыскания в виде штрафов... в отличие от канонического права, по которому проступки наказывались наложением епитимьи, дополнительных постов и молитв, и от византийского права с членовредительными наказаниями» . Как подчеркивал Ярослав Николаевич, «общие тенденции развития юрисдикции на различных территориях Руси в ХИ-ХШ вв. в основном одинаковы, хотя в отдельных землях и наблюдались особенности, за которыми стоит различное соотношение социальных и политических групп и политических институтов древнерусских княжеств» .

1  2  3  4  5  6  7  8  

Другие статьи по теме:

- О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
- первая женщина- библиотекарь/ статья м.п.спиридоновой
- Священство и царство в российском общественном сознании
- Храм Василия Блаженного
- Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в xix - начале xx в.
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи