Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова
Одно из основных положений, обоснованных Я.Н. Щаповым в его исследованиях, каса-ется значения Церкви в Древней Руси как основной силы, способствовавшей ее превращению в великую христианскую европейскую державу. Возникшая на территории, не входившей в состав Римской империи, и лишенная прямого влияния институтов античного общества, Русь, однако, смогла в течение IX-X вв. выйти на уровень соседних стран. Свою социокультурную роль древнерусская Церковь смогла выполнить благодаря значительной поддержке княжеской власти, на средства которой она существовала, и тесным связям с Константинополем, под церковной юрисдикцией которого тогда находилась. Развитая церковная традиция, перенесенная на Русь из Константинополя в виде христианского вероучения, книг на славянском языке, греческих иерархов и централизованной церковной структуры, поддержанной государственной властью, восполнила то, чего недоставало Руси в IX-X вв. в области образования, культуры, права, идеологии.
Говоря о развитии церковно-административной структуры Русской православной церк-ви, Я.Н. Щапов отмечал, что создание ее не могло быть единовременным актом, а образование епархий было связано с процессом христианизации, с одной стороны, и развитием русской го-сударственности - с другой . Начало процесса возникновения епархий приходится на конец X - первую четверть XI в., когда появились епископии в важнейших политических центрах госу-дарства. Особое внимание Ярослав Николаевич уделил Новгородской епархии, которая, по его мне-нию, возникла вместе с Киевской митрополией. Другими ранними епархиями были Белгород-ская, Черниговская, Переяславская, Полоцкая и Перемышльская. С середины 30-х гг. XIII в., когда происходил процесс дробления государства на самостоятельные княжества, сопровож-давшийся стремлением каждого князя иметь свою епархию, на Руси образовалось 16 еписко-пий, в значительной своей части соответствовавших крупным русским княжествам, равным по территории западноевропейским государствам. Но в целом епархий было значительно меньше, чем княжеств, что «в определенной степени компенсировало недостатки политической децен-трализации» .
Другие статьи по теме: - Антизападничество и антимодернизм в восточном православии - Стоглав и его место в русской канонической традиции - Из истории полемики против латинян в xvi веке - Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века - пять пунктов кальвинизма
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|