Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова


Одно из основных положений, обоснованных Я.Н. Щаповым в его исследованиях, каса-ется значения Церкви в Древней Руси как основной силы, способствовавшей ее превращению в великую христианскую европейскую державу. Возникшая на территории, не входившей в состав Римской империи, и лишенная прямого влияния институтов античного общества, Русь, однако, смогла в течение IX-X вв. выйти на уровень соседних стран. Свою социокультурную роль древнерусская Церковь смогла выполнить благодаря значительной поддержке княжеской власти, на средства которой она существовала, и тесным связям с Константинополем, под церковной юрисдикцией которого тогда находилась. Развитая церковная традиция, перенесенная на Русь из Константинополя в виде христианского вероучения, книг на славянском языке, греческих иерархов и централизованной церковной структуры, поддержанной государственной властью, восполнила то, чего недоставало Руси в IX-X вв. в области образования, культуры, права, идеологии.

Говоря о развитии церковно-административной структуры Русской православной церк-ви, Я.Н. Щапов отмечал, что создание ее не могло быть единовременным актом, а образование епархий было связано с процессом христианизации, с одной стороны, и развитием русской го-сударственности - с другой . Начало процесса возникновения епархий приходится на конец X - первую четверть XI в., когда появились епископии в важнейших политических центрах госу-дарства. Особое внимание Ярослав Николаевич уделил Новгородской епархии, которая, по его мне-нию, возникла вместе с Киевской митрополией. Другими ранними епархиями были Белгород-ская, Черниговская, Переяславская, Полоцкая и Перемышльская. С середины 30-х гг. XIII в., когда происходил процесс дробления государства на самостоятельные княжества, сопровож-давшийся стремлением каждого князя иметь свою епархию, на Руси образовалось 16 еписко-пий, в значительной своей части соответствовавших крупным русским княжествам, равным по территории западноевропейским государствам. Но в целом епархий было значительно меньше, чем княжеств, что «в определенной степени компенсировало недостатки политической децен-трализации» .

1  2  3  4  5  6  7  8  

Другие статьи по теме:

- Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
- Стоглав и его место в русской канонической традиции
- Из истории полемики против латинян в xvi веке
- Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века
- пять пунктов кальвинизма
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи