Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Ч.2. Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917


2. Т. III "Трудов экспедиции", названный "Народной дневник", содержит в себе круглогодичный календарь народных обычаев, повиррив и обрядов с соответствующими песнями по месяцам, от января до декабря включительно. Этот календарь можно назвать церковно-народном бытовым украинскому календарю, ибо в основе его лежат праздника Гос-подськи и Богордични, с постами по уставу Православной Церкви, и память святых, прославленных Церковью, а с этим церковным ми-сяцесловом связаны в быту народа святочные народные обряды и обычаи, иногда еще глубокой до-христианской древности, более того, - часто связывается и та или иная работа в жизни украинского хлебороба. Наиболее развит был, как известно, ритуал Рождественских праздников, от Святого Вечера 24 декабря (ст. ст.) И кончая днем св. Иоанна Крестителя 7 января, или даже "Одданням Богоявление", как говорится в т. III "Трудов", 14 января (ст. ст.). В "Трудах" собрано 176 колядок различного содержания и характера; для историка нашей Церкви интересные те, в которых видим национализации, как и в Рождественской вертепные драме, евангельского сюжета, перенос евангельских событий на Украину, в сельской мир. Вообще же украинская коляды - это "произведения,-как писал Иван Франко, - высокой поэтической самостоятельности, которых не постыдилась бы никакая литература на свете, которые смело могут выдержать сравнение с лучшим, что только есть на поле христианской гимнологии, произведения, справедливо и по заслугам снискали себе народа такую широкую популярность и не потеряют ее, пока среди того народа продолжаться будет теплое чувство религиозное и привязывание к своим красивых и поэтических обычаев и обрядов "(М. Возняк. История укр. литературы. Т. III, ч. 2, с. 318). Великий пост с "поклонами", говением, "ива", Страстная неделя по псальмами о "муках Спасителя", светлый Пасху с розговинамы свяченым, целодневных радостным звоном, "проводы" на кладбищах, - весь этот весенний церковно-бытовой ритуал имел свой теплый чар и оказывал глубокое духовное содержание, которым жило украинское село.

Далее шел, примерно на св. Юрия, обход с крестным ходом по зеленым полям, посвящения их и общественный обед, потом поступали зеленые святки с "клечання" (уборка домов зелеными ветвями и зеленой травой) - дни св. Троицы, Петровка, за ней жатву, - тяжелейшая эпоха крестьянского труда, которая кормит целый год, с праздниками однако "зажинок", а в конце "об-жинок" (в "Трудах" подано 56 обжиночных песен), посвящения зелья, мака на Маковея (1 августа ст. ст.), яблок и меда на Спаса (6 августа ст. ст.), "Спасовка" - пост перед Успением Божией Матери (15 августа ст. ст.), праздник, называлось в народе " Успение ", вторая была - Рождество Пресвятой Богордици, третья - св. Покрова. Осень - самое было порою браков на селе, что задокументировано в народных наших пословица: "Святая Покривочка (1 октября ст. Ст.), Покрой мне головушку хоть тряпкой, чтобы не оставалась девкой" и - "До Дмитрия (26 октября ст. Ст .) девка хитра, а по Дмитрии хоть трубу вытри ". Такие, наивные, на первый взгляд, вещи, как "малое праздник", когда дома можно делать, а в поле нет; дни, в которые нельзя прясть, день, когда растения целебные сбор-ти, а когда гречку, лен сеять, капусту сажать, лука не есть и т. п., соединенные в народе были с памятью святого по календарю, видогравалы свое значение в быту народном, поднимая тоже его более чисто животное существование в обществе безрелигиозном.

Очевидно, что этот "дневник народной", который представлял из себя сочетание церковного календаря с народными обрядами и обычаями христианского и до-христианского происхождения, мог быть действующим в XIX в. На сплошной украинской территории в условиях жизни тогдашнего украинского села. Теперь, после революции 1917 г., это только исторический документ на свидетельство того, как украинский народ сохранял свою духовную обособленность, когда его Церковь находилась в составе Русской Православной Церкви.


1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  

Другие статьи по теме:

- Католический журнал
- Христианство на украинских землях до крещения Руси
- Деятельность братств в Украине
- Священники-мученики: репрессии против православного духовенства в Закарпатье
- Церковь Воздвижения Честного Креста в годы войны
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи