Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Ч.2. Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917
2. Т. III "Трудов экспедиции", названный "Народной дневник", содержит в себе круглогодичный календарь народных обычаев, повиррив и обрядов с соответствующими песнями по месяцам, от января до декабря включительно. Этот календарь можно назвать церковно-народном бытовым украинскому календарю, ибо в основе его лежат праздника Гос-подськи и Богордични, с постами по уставу Православной Церкви, и память святых, прославленных Церковью, а с этим церковным ми-сяцесловом связаны в быту народа святочные народные обряды и обычаи, иногда еще глубокой до-христианской древности, более того, - часто связывается и та или иная работа в жизни украинского хлебороба. Наиболее развит был, как известно, ритуал Рождественских праздников, от Святого Вечера 24 декабря (ст. ст.) И кончая днем св. Иоанна Крестителя 7 января, или даже "Одданням Богоявление", как говорится в т. III "Трудов", 14 января (ст. ст.). В "Трудах" собрано 176 колядок различного содержания и характера; для историка нашей Церкви интересные те, в которых видим национализации, как и в Рождественской вертепные драме, евангельского сюжета, перенос евангельских событий на Украину, в сельской мир. Вообще же украинская коляды - это "произведения,-как писал Иван Франко, - высокой поэтической самостоятельности, которых не постыдилась бы никакая литература на свете, которые смело могут выдержать сравнение с лучшим, что только есть на поле христианской гимнологии, произведения, справедливо и по заслугам снискали себе народа такую широкую популярность и не потеряют ее, пока среди того народа продолжаться будет теплое чувство религиозное и привязывание к своим красивых и поэтических обычаев и обрядов "(М. Возняк. История укр. литературы. Т. III, ч. 2, с. 318). Великий пост с "поклонами", говением, "ива", Страстная неделя по псальмами о "муках Спасителя", светлый Пасху с розговинамы свяченым, целодневных радостным звоном, "проводы" на кладбищах, - весь этот весенний церковно-бытовой ритуал имел свой теплый чар и оказывал глубокое духовное содержание, которым жило украинское село.
Далее шел, примерно на св. Юрия, обход с крестным ходом по зеленым полям, посвящения их и общественный обед, потом поступали зеленые святки с "клечання" (уборка домов зелеными ветвями и зеленой травой) - дни св. Троицы, Петровка, за ней жатву, - тяжелейшая эпоха крестьянского труда, которая кормит целый год, с праздниками однако "зажинок", а в конце "об-жинок" (в "Трудах" подано 56 обжиночных песен), посвящения зелья, мака на Маковея (1 августа ст. ст.), яблок и меда на Спаса (6 августа ст. ст.), "Спасовка" - пост перед Успением Божией Матери (15 августа ст. ст.), праздник, называлось в народе " Успение ", вторая была - Рождество Пресвятой Богордици, третья - св. Покрова. Осень - самое было порою браков на селе, что задокументировано в народных наших пословица: "Святая Покривочка (1 октября ст. Ст.), Покрой мне головушку хоть тряпкой, чтобы не оставалась девкой" и - "До Дмитрия (26 октября ст. Ст .) девка хитра, а по Дмитрии хоть трубу вытри ". Такие, наивные, на первый взгляд, вещи, как "малое праздник", когда дома можно делать, а в поле нет; дни, в которые нельзя прясть, день, когда растения целебные сбор-ти, а когда гречку, лен сеять, капусту сажать, лука не есть и т. п., соединенные в народе были с памятью святого по календарю, видогравалы свое значение в быту народном, поднимая тоже его более чисто животное существование в обществе безрелигиозном.
Очевидно, что этот "дневник народной", который представлял из себя сочетание церковного календаря с народными обрядами и обычаями христианского и до-христианского происхождения, мог быть действующим в XIX в. На сплошной украинской территории в условиях жизни тогдашнего украинского села. Теперь, после революции 1917 г., это только исторический документ на свидетельство того, как украинский народ сохранял свою духовную обособленность, когда его Церковь находилась в составе Русской Православной Церкви.
Другие статьи по теме: - Правовое состояние православного духовенства в Украине во время царствования Елизаветы - Храм преподобного Иова Почаевского - Церковь и общество - Христианство на украинских землях до крещения Руси - Роль религии в современном обществе
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|