Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Ч.2. Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917
Большую роль в национально-религиозном жизни украинского народа видогравалы тогда же народные лирники с обширным лирницких репертуаром набожных песен. Наследники бывших бродячих спудеев-бурсаков и путешествующих дьяков, лирники имели и в XIX в. своеобразную цеховую организацию, свою школу лирництво, которую надо было пройти, чтобы, сложив перед лирниками же экзамен, получить "виз-вилки" на право быть лирником и распевать, зарабатывая тем на жизнь, лирницки песни на ярмарках, под монастырь, церквями, на кладбищах. Любил слушать лирников украинский народ. "Вся толпа затаювала дыхание, воткнув глаза в лирника или в пространство; только изредка слышны вздохи, то и видно слезы на глазах тронутых. Судьба грешных и праведных, ненормальное жизни общественное и семейное, злые отношения мужчины к женщине, родителей и детей, ворожня соседей, горькую жизнь сироты в мачехи, - такие темы в лирницкий песни глубоко трогали слушателей ".
В богатом репертуаре лирников были духовные песни, часто стихотворные, на праздники Господский, Богородичные, св. Николая, на национальные праздники - Владимира Равноапостольного, кнн. Бориса и Глеба, Антония и Феодосия Печерских, Иова Почаевского, чудотворным образам Божией Матери; духовные стихи грех характера - об изгнании из рая Адама и Евы, плач Адама, на евангельскую притчу о богаче и бедном Лазаре, о муках Спасителя на кресте и Божией Матери при кресте, о позагробову судьбу человека, Страшный Суд, ад и рай, религиозно-философского характера - о бесполезности жизни земной, о конце смертный всех людей, о правде и несправедливости в мире. Несколько вариянтив последней песни о правде и лжи в мире (один из старейших записан перед 1845 у Белой Церкви на Киевщине) говорит о глубине религиозно-нравственной основы в душе украинского крестьянина, с точки взгляда которой принципы подходил он с оценкой земной жизни и его вартости:
Характерные черты религиозности запорожских казаков
Казацкие массы выступали носителем своеобразного народного христианства, мозаично включало в себя элементы византийского православия и архаику древних родовых обрядов, свободу своего религиозного миропонимания и благоговение перед Библией, которую, однако, мало кто из казаков читал, пренебрежение в повседневной жизни аскетизмом и почти детскую непосредственность восприятия обрядов, праздников, почитание традиций. Несомненно, что религиозность, искренняя набожность носили преимущественно обрядовый характер, не были и не могли быть в массе своих носителей богословско обоснованными. Поэтому наиболее сильные религиозные чувства, эмоции вызвали внешние факторы обрядового действа - торжественность, пышность и т.д.. При этом преданность казаков своей вере была настолько сильной, что в отдельные периоды истории Украины православная Сечь оставалась едва ли не единственным забралом веры в противодействии католической экспансии. Лозунги защиты веры, народности, прав и вольностей были главными в национально-освободительной войны украинского народа в XVII в., В которых ядром выступало запорожское казачество.
Другие статьи по теме: - Ч.2. Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917 - Деятельность братств в Украине - Церковь Воздвижения Честного Креста в годы войны - собрание духовенства Киевской епархии - Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|