Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Ч.2. Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917


Большую роль в национально-религиозном жизни украинского народа видогравалы тогда же народные лирники с обширным лирницких репертуаром набожных песен. Наследники бывших бродячих спудеев-бурсаков и путешествующих дьяков, лирники имели и в XIX в. своеобразную цеховую организацию, свою школу лирництво, которую надо было пройти, чтобы, сложив перед лирниками же экзамен, получить "виз-вилки" на право быть лирником и распевать, зарабатывая тем на жизнь, лирницки песни на ярмарках, под монастырь, церквями, на кладбищах. Любил слушать лирников украинский народ. "Вся толпа затаювала дыхание, воткнув глаза в лирника или в пространство; только изредка слышны вздохи, то и видно слезы на глазах тронутых. Судьба грешных и праведных, ненормальное жизни общественное и семейное, злые отношения мужчины к женщине, родителей и детей, ворожня соседей, горькую жизнь сироты в мачехи, - такие темы в лирницкий песни глубоко трогали слушателей ".

В богатом репертуаре лирников были духовные песни, часто стихотворные, на праздники Господский, Богородичные, св. Николая, на национальные праздники - Владимира Равноапостольного, кнн. Бориса и Глеба, Антония и Феодосия Печерских, Иова Почаевского, чудотворным образам Божией Матери; духовные стихи грех характера - об изгнании из рая Адама и Евы, плач Адама, на евангельскую притчу о богаче и бедном Лазаре, о муках Спасителя на кресте и Божией Матери при кресте, о позагробову судьбу человека, Страшный Суд, ад и рай, религиозно-философского характера - о бесполезности жизни земной, о конце смертный всех людей, о правде и несправедливости в мире. Несколько вариянтив последней песни о правде и лжи в мире (один из старейших записан перед 1845 у Белой Церкви на Киевщине) говорит о глубине религиозно-нравственной основы в душе украинского крестьянина, с точки взгляда которой принципы подходил он с оценкой земной жизни и его вартости:
Характерные черты религиозности запорожских казаков

Казацкие массы выступали носителем своеобразного народного христианства, мозаично включало в себя элементы византийского православия и архаику древних родовых обрядов, свободу своего религиозного миропонимания и благоговение перед Библией, которую, однако, мало кто из казаков читал, пренебрежение в повседневной жизни аскетизмом и почти детскую непосредственность восприятия обрядов, праздников, почитание традиций. Несомненно, что религиозность, искренняя набожность носили преимущественно обрядовый характер, не были и не могли быть в массе своих носителей богословско обоснованными. Поэтому наиболее сильные религиозные чувства, эмоции вызвали внешние факторы обрядового действа - торжественность, пышность и т.д.. При этом преданность казаков своей вере была настолько сильной, что в отдельные периоды истории Украины православная Сечь оставалась едва ли не единственным забралом веры в противодействии католической экспансии. Лозунги защиты веры, народности, прав и вольностей были главными в национально-освободительной войны украинского народа в XVII в., В которых ядром выступало запорожское казачество.


1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  

Другие статьи по теме:

- Очаги культуры
- Ч.2. Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917
- Новое возрождение и освящение Украинской Православной Святыни
- Церковь Воздвижения Честного Креста в годы войны
- Роль религии в современном обществе
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи