Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Ч.2. Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917


Интересно, что первым учителем русского языка был Максим Черный. О его сына Александра - активного участника польского национально-освободительного движения, мы уже рассказывали в предыдущей главе. Не лучше складывались дела и с преподаванием Закона Божия православного вероисповедания, Введен он был только 1817 года, т.е. через 24 года после вхождения Житомира в состав Российской империи. Закон Божий преподавался в внеклассные часы и в воскресные дни. Преподавал его все тот же Максим Черный. Постоянный же православный законоучитель - протоиерей Дмитрий Соль-ский появился лишь в 1823 году. В последние годы существования училища количество учащихся в нем колебалась от 150 до 260 человек. По национальному составу подавляющее большинство учеников были поляками-ка-Толика. Количество православных составляла не более 12 процентов. В училище училась и незначительное количество евреев, главным дети зажиточных мещан и купцов. Среди них был и сын староконстантиновского купца Израиль (Сруль) Мошкович Бланк - будущий дед В. И. Ленина по материнской линии.

Со смертью Александра I закончилась относительно либеральная эпоха в жизни Российской империи. Вместе с новым императором Николаем I в стране воцарилась жестокая реакция. Действительно, как писал Т. Шевченко, «на всех языках все молчит». Особого внимания самодержавие придавало воспитанию подрастающего поколения в духе официальной идеологической доктрины, выдвинутой министром образования А. Уваровым - «самодержавие, православие, народность». В связи с этим правительство начало реорганизацию школьного дела. По новым учебным уставу 1828 года начала создаваться трехступенчатая система образования: начальное (Приходской и уездные училища), средняя (гимназии), высшее (университеты). На Волыни школьная реформа носила особый характер. Как уже отмечалось, к началу 30-х годов польское влияние на все сферы жизни края был довольно значительным, поэтому введение новой школьной системы сочеталось с процессом деполонизации и русификации, особенно усилилось после поражения восстания 183 и года. Первым мероприятием правительства в этом направлении стала ликвидация в 1832 году Кременецкого лицея как главного очага польского образования и культуры на Правобережье, очаги свободомыслия. На базе лицея был создан Киевский университет. По мнению Николая I, он должен был стать цитаделью русификации Украины. Интересно, что сначала университет планировалось открыть в Житомире, но город считался недостаточно благонадежным и новое учебное заведение основали в Киеве. Туда же перевезли библиотеку из Кременца, уникальные музейные коллекции и ботанический сад. В Киев переехала и значительная часть преподавателей.


1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  

Другие статьи по теме:

- Храм преподобного Иова Почаевского
- Деятельность украинских православных миссионеров в xviii веке
- Новое возрождение и освящение Украинской Православной Святыни
- Священники-мученики: репрессии против православного духовенства в Закарпатье
- Очаги культуры
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи