Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Ч.2. Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917
Интересно, что первым учителем русского языка был Максим Черный. О его сына Александра - активного участника польского национально-освободительного движения, мы уже рассказывали в предыдущей главе. Не лучше складывались дела и с преподаванием Закона Божия православного вероисповедания, Введен он был только 1817 года, т.е. через 24 года после вхождения Житомира в состав Российской империи. Закон Божий преподавался в внеклассные часы и в воскресные дни. Преподавал его все тот же Максим Черный. Постоянный же православный законоучитель - протоиерей Дмитрий Соль-ский появился лишь в 1823 году. В последние годы существования училища количество учащихся в нем колебалась от 150 до 260 человек. По национальному составу подавляющее большинство учеников были поляками-ка-Толика. Количество православных составляла не более 12 процентов. В училище училась и незначительное количество евреев, главным дети зажиточных мещан и купцов. Среди них был и сын староконстантиновского купца Израиль (Сруль) Мошкович Бланк - будущий дед В. И. Ленина по материнской линии.
Со смертью Александра I закончилась относительно либеральная эпоха в жизни Российской империи. Вместе с новым императором Николаем I в стране воцарилась жестокая реакция. Действительно, как писал Т. Шевченко, «на всех языках все молчит». Особого внимания самодержавие придавало воспитанию подрастающего поколения в духе официальной идеологической доктрины, выдвинутой министром образования А. Уваровым - «самодержавие, православие, народность». В связи с этим правительство начало реорганизацию школьного дела. По новым учебным уставу 1828 года начала создаваться трехступенчатая система образования: начальное (Приходской и уездные училища), средняя (гимназии), высшее (университеты). На Волыни школьная реформа носила особый характер. Как уже отмечалось, к началу 30-х годов польское влияние на все сферы жизни края был довольно значительным, поэтому введение новой школьной системы сочеталось с процессом деполонизации и русификации, особенно усилилось после поражения восстания 183 и года. Первым мероприятием правительства в этом направлении стала ликвидация в 1832 году Кременецкого лицея как главного очага польского образования и культуры на Правобережье, очаги свободомыслия. На базе лицея был создан Киевский университет. По мнению Николая I, он должен был стать цитаделью русификации Украины. Интересно, что сначала университет планировалось открыть в Житомире, но город считался недостаточно благонадежным и новое учебное заведение основали в Киеве. Туда же перевезли библиотеку из Кременца, уникальные музейные коллекции и ботанический сад. В Киев переехала и значительная часть преподавателей.
Другие статьи по теме: - Ч.2. Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917 - Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917 - Правовое состояние православного духовенства в Украине во время царствования Елизаветы - собрание духовенства Киевской епархии - Очаги культуры
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|