Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь
Регистрация религиозных объединений возобновилась в конце 1960-х гг. (сначала про-тестантских, во второй половине 1970-х гг. - старообрядческих, католических, лютеранских и мусульманских, а в 1972 г., после 20-летнего перерыва - православных) . Но закрытие молит-венных зданий продолжалось. Лишь в середине 1970-х гг. ситуация изменилась, появилась тен-денция к росту числа регистрируемых обществ. Интерес государства к религиозной сфере жиз-ни общества подтверждает текст Конституции СССР 1977 г. В ст. 52 признавалась значимость принципа свободы совести для социалистического общества. Существование и деятельность религиозных объединений начинают рассматриваться как необходимое условие обеспечения свободы вероисповедания, а оно, в свою очередь, - как одна из составляющих комплекса "прав человека" .
С 1974 г. до середины 1980-х гг. Совет осуществлял акцию по упорядочению религиоз-ной сети с целью поставить в рамки закона функционирование всех религиозных организаций и добиться прекращения деятельности тех из них, которые не признают законодательства о культах. В начале 1980-х гг. для руководства Совета стало очевидным, что результаты акции оказались противоречивыми, причем отчасти даже противо-положными первоначальным замыслам. В результате сокращения количества зарегистрирован-ных религиозных обществ (особенно в сельской местности) упрочились позиции городских приходов и увеличилось число их прихожан, что вызвало значительный рост денежных поступлений, так как население "бесцерковной" местности стало удовлетворять свои религиозные потребности в городах. Возникло новое явление - урбанизация религиозной жизни.
С одной стороны, укрупнение религиозных обществ в результате сокращения религиоз-ной сети усилило их в материальном отношении. С другой - возможности верующих отправ-лять религиозные потребности были сокращены. Поэтому следствием отказов и снятия с реги-страции религиозных обществ стали факты перекрещивания православных верующих, особен-но в тех случаях, когда отсутствовали условия для удовлетворения их религиозных запросов. Работники аппарата уполномоченного Совета по Белорусской ССР совместно с учеными уста-новили, что среди вновь обращенных в сектантских общинах 31.6% составляли вчерашние православные верующие. Количество сектантских формирований стало преобладать над общим числом православных церквей на Северном Кавказе, в Средней Азии и Казахстане, в Сибири и на Дальнем Востоке. В Алтайском крае, например, до 1960-х гг. действовало около 200 объединений РПЦ, а к середине 1980-х гг. их осталось 6 . При этом там, где православные верующие не имели возможности удовлетворять свои религиозные потребности в действующих церквах, они становились объектом сектантского миссионерства. Кроме того, увеличилось число незарегистрированных обществ, которые не прекращали своей деятельности. В 1981 г. (по состоянию на 1 января) в стране действовали 116 РПЦ незарегистрированных обществ, в том числе в РСФСР - 32, в УССР - 76, в Казахской ССР - 5 .
Другие статьи по теме: - Повседневная жизнь русского средневекового монастыря - Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е - первая женщина- библиотекарь/ статья м.п.спиридоновой - Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви - Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в xix - начале xx в.
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|