Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Очаги культуры
Если говорить о влиянии князей и их окружения на культурную жизнь, то прежде бросается в глаза деятельность в области архитектуры и градостроительства. Монументальные церкви не только служили сугубо церковным нуждам, но и символизировали могущество государства, авторитетность ее правителя. Красота и величие архитектуры производили на современников особое впечатление. С настоящим восторгом описывает летописец сооружения Даниилом Галицким храмов в столичном Холме. Из рассказа летописца ясно, что князь заботился и о внешнем виде храмов, и об их интерьер. Особенностью города Холма стало заложенное в нем парк; упоминание о нем начинает историю садово-парковой архитектуры в нашей стране. То, что летописец считал необходимым сказать о красоте парка - явление для того времени нетипичное: эстетика ландшафта если и чувствовалось, то не и высказывалась, не считалась достойной темой описания. Символом столичного характера Холма стала сооруженная здесь колонна со скульптурой орла. Есть все основания предполагать, что архитектура княжеской столицы оказывала влияние и на архитектурный облик других городов.
Очевидно, по заказу князей или их придворных выполнялись богатейшие рукописи. Особые заслуги в этом имел владимирский князь Владимир Василькович. Разносторонняя меценатская деятельность Владимира Васильковича давала современникам основание сравнивать его с Ярославом Мудрым - недаром посмертная похвала Владимиру в летописи является повторением с незначительными изменениями летописной похвалы Ярославу Мудрому. Можно предположить, что в жизни Владимира, который ценил мир и избегал вооруженных конфликтов, культурно-просветительские инициативы играли большую роль, чем в других князей. Однако нет сомнений, что и они тоже занимались церквями, заказывали архитектурные и живописные произведения, художественные изделия ремесленникам. Концентрация образованных людей при княжеских дворах, вероятно, влекла переход к светским придворных определенных участков культурной активности, которыми сначала занималось духовенство. Так, если Киевский Начальный летопись, как и Киевская летопись XII в. писались монахами, то летописания при дворах Даниила Галицкого и Владимира Васильковича велось, как видно из содержания, светскими лицами. Следовательно, культурная активность княжеских дворов способствовала определенной, разумеется ограниченной, секуляризации отдельных участков культуры.
Другие статьи по теме: - собрание духовенства Киевской епархии - Священники-мученики: репрессии против православного духовенства в Закарпатье - Христианство на украинских землях до крещения Руси - Храм преподобного Иова Почаевского - Новое возрождение и освящение Украинской Православной Святыни
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|