Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Духовная эволюция или деградация?
Блаженный Августин в своем толковании слов: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1) высказал предположение, которое следует принять за основу, что в данном случае под словом «земля» можно понимать всю видимую Вселенную, а под словом «небо» – невидимую часть Вселенной [1, стр. 101]. Невидимое состояние материи во Вселенной ученые обозначают понятием вакуум и характеризуют его, как среду с очень сложной иерархической структурой (см. серию статей «Начала натурной физики»). Следующим подтверждением такого толкования «неба» также можно считать существующую гипотезу о том, что половина вещества галактик находится в невидимом состоянии и так называемая «темная материя» состоит из частиц, не излучающих фотоны. Эта гипотеза вполне корреспондируется со словами апостола Павла о «неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16).
Последующие слова Библии: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2) Василий Великий объясняет в полном соответствии с теорией эволюции: «Дух носился, то есть, приуготовлял водное естество к рождению живых тварей... согревал и оживотворял водное естество, по подобию птицы, насиживающей яйца и сообщающей нагреваемому какую-то живительную силу (другими словами, осеменял и оплодотворял)... Так последовательный порядок природы, получив начало с первым повелением, простирается на все последующее время, пока не достигнет общего скончания вселенной» [2, стр. 32, 84].
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Быт. 1:3, 4). Можно считать, что эти слова относятся к земле и означают появление на ней жизни, обозначенной словом «свет». Другие слова означают принципиальное разделение законов живой природы и неживой материи – «света от тьмы». Такое толкование соответствует логике развития процесса творения и объяснению Василием Великим предыдущих слов книги Бытия о приготовлении земли к зарождению жизни. В Евангелии тоже есть примеры отождествления понятий «свет» и «жизнь» (Иоан. 1:4; 8:12). Конечно, некоторые ученые на это могут возразить, что зарождение жизни на земле связано с фотосинтезом и солнечным светом, который не мог появиться раньше солнца. Но найденные недавно в районах разломов земной коры и в глубинах мирового океана новые формы жизни возле «черных курильщиков» опровергают такую точку зрения.
«И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:5). В данном случае одним словом «день» обозначены два свойства времени. Если просто отождествить понятия «свет» и «день», то возникнет противоречие с последующими словами «день один», так как в последнем случае понятие «день» связано с количеством, а понятие «свет» в предыдущих словах Библии отождествляется с качеством: «хорош». Следовательно, слово «день» как время здесь нельзя понимать однозначно, поскольку оно имеет не только количественное, но и качественное содержание. Поэтому слова Иисуса Христа можно толковать так, что время нужно не просто знать, но понимать (Лук. 12:53). Научным подтверждением библейского понимания природы времени может служить выступление в 2002 году в программе А. Гордона ученого, который в результате своих многолетних исследований данных измерений во времени обнаружил и доказал на опытах, что время на земле неоднородно.
Другие статьи по теме: - Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России - Неоготика - Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.) - Шатровые каменные храмы - Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|