Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в xix - начале xx в.
Один из параграфов данной главы посвящен теме Иерусалима и "стран библейского региона" (термин, вполне уместно введенный Лисовым) в контексте Восточного вопроса. Как показывает автор, какой-либо отчетливо сформулированной концепции присутствия и деятельности России на Ближнем Востоке в течение XIX - начала XX вв. в отечественной историографии так и не было выработано. В работах, посвященных Восточному вопросу, рассматривалась главным образом освободительная борьба на Балканах и почти ничего не говорилось о политическом значении Иерусалима и Палестины. Лисовой в этом смысле выступает первооткрывателем совершенно неисследованного и по сути неизвестного современным ученым отдельного фронта русско-турецкого и русско-европейского противостояния, который связан с Иерусалимом и Дамаском, с деятельностью там русских консулов, Русской духовной миссии и Палестинского общества.
Начало этому принципиально новому этапу в истории русско-палестинских связей положила Крымская война. Ее военные и политические результаты, заставившие правительство Александра II приступить к осуществлению обширной и серьезнейшей программы реформ в социально-экономической и духовной жизни Российской империи, не могли не коснуться и положения дел в Палестине. До того момента русская политика в регионе базировалась преимущественно на традиционном - и для России, и для ее партнеров - представлении о решающей роли России в защите интересов христианского населения на Востоке. Теперь Русскому государству пришлось в этом вопросе существенно потесниться в пользу европейских держав. Новый подход, считает автор, "призванный компенсировать проигрыши и уступки, состоял, в духе времени, в формировании сферы собственных интересов в Святой Земле и, значит, собственного плацдарма проникновения. Удобным и перспективным орудием для этого являлась исторически интенсивная и легко поддающаяся активизации стихия русского паломничества. Поставить его на поток, сделать даже если не экономически выгодным, то в известной степени самоокупаемым, а для этого создать соответствующую инфраструктуру в Палестине и обслуживающую ее транспортно-коммуникационную систему на Черном и Средиземном морях - таковы были требования момента" (с. 57).
Другие статьи по теме: - Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века - Когда наука становится религией - Иерусалимский храм - Духовная эволюция или деградация? - Неоготика
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|