Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Повседневная жизнь русского средневекового монастыря
Большое место в книге Романенко отводится описанию монастырских должностей и по-слушаний. Автор полагает, что пришлые игумены, как правило, оказывались плохими настоя-телями и тем самым провоцировали раздоры в монастырях. Однако это далеко не всегда было так. Например, в монастырях, располагавшихся в южной части Вологодского уезда (Корнилье-во-Комельский, Павлов Обнорский и др.) в XVI-XVII вв. никакого недовольства, вызванного пришедшими из других обителей игуменами, источниками зафиксировано не было. Напротив, братия, служки и служебники Николо-Озерского монастыря после перевода от них игумена Феодосия вместо того, чтобы выбрать настоятеля самим, били челом вологодскому архиепископу Варлааму о переводе в их монастырь Ильинского (предположительно из Ильинского монастыря в Вологде) игумена Авраамия . Просьбу челобитчиков архиепископ удовлетворил.
Подробно рассмотрены обязанности келаря, эконома, казначея, монастырских священ-ников, а также деятельность так называемых соборных старцев - наиболее авторитетных мона-хов, игравших особую роль в управлении монастырем. Романенко справедливо считает, что монахи средневековья стремились добросовестно выполнять свои послушания, а различные злоупотребления были скорее редкостью, чем правилом. В книге детально описаны этапы, которые проходил каждый вновь поступающий в монастырь инок - первоначальные послушания и постриг. В постриженниках, жизнью которых полностью распоряжались старцы-наставники, воспитывались уважение к личности другого человека и уничижение собственного «я». Большое место отведено описанию монастырских богослужений, всегда составлявших «сердцевину и главный смысл монастырского бытия» (с. 147).
Подробно освещается в книге и порядок монастырской трапезы: внутреннее убранство монастырских трапезных, правила поведения во время еды, перечень и даже рецепты приготовления некоторых блюд. Описаны и различия в монастырских трапезах в праздничные и постные дни, причем в разных монастырях они также имели свои особенности.
Другие статьи по теме: - Религиозные свободы в России конца xx века - Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова - Золочение куполов - Стоглав и его место в русской канонической традиции - О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|