Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Повседневная жизнь русского средневекового монастыря
Книга начинается с рассказа о местах возникновения русских средневековых монасты-рей. Это были «открытые красивые возвышенности, обязательно в окружении озер или рек, что имело не только свою несомненную хозяйственную целесообразность, но и глубокий символический смысл» (с. 16). Затем Романенко рассказывает об основателях монастырей. Здесь наглядно показано, какие трудности подстерегали подвижников, желавших организовать новую обитель. Это и голод, и холод, и недовольство местного населения. Однако порой буквальное восприятие автором фрагментов отдельных житий и неумение их правильно интерпретировать приводит к тому, что читателю они кажутся наивными, а часто и нелепыми. Так, с точки зрения здравого смысла, очень сложно понять, в связи с чем вдруг келья Павла Обнорского, «разметанная до основания» разбойниками, не более чем через 2-3 часа вновь оказалась целой? (с. 20). Довольно странно выглядит и появление в смоленских лесах леопарда - представителя фауны джунглей (пересказ фрагмента жития Герасима Болдинского на с. 33).
Одно из важных мест в работе Романенко занимает характеристика монастырской «сис-темы выживания» (термин автора), т.е. описание хозяйства монастырей в первые годы их существования. В северных монастырях занимались земледелием, животноводством, рыболовством и морскими промыслами, солеварением и т.д. Довольно интересно сообщение о так называемом мурманском промысле - добыче китового, моржового и тюленьего сала, приносившей монастырям, расположенным на морском побережье или вблизи него, неплохой доход.
Другие статьи по теме: - Духовная эволюция или деградация? - Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.) - В чем каемся? И чего у неба просим? - Про «это» – православным - Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|