Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Христианство на украинских землях до крещения Руси
3. Христианство на украинских землях при первых князьях.
Более подробные сведения о распространения христианства на украинских землях начинаются от исторических времен основания Киевского государства. Христову веру принимали прежде норманнские варяги, из которых вышли князья на Украине-Руси и составлявших княжеские дружины. Возможно, что первые христиане между варягами были уже за Аскольда, Дира и князя Олега, т.е. во второй половине IX-го и в начале X века; о Аскольда, который, по летописным рассказам, ходил с Диром г. 860 на самый Царьград, спрятался пере-ставление, что он принял христианство с именем Николая, почему и на могиле его поставлено было церковь в честь Святителя Николая Чудотворца. Церковь и не раз была уничтожаемая и вновь строящаяся; Последнее построена была она в начале XIX века. "Аскольдова могила" с церковью св. Николая и небольшим кладбищем вокруг нее в Киеве, положена на горе, более днепровским берегам, была одной из исторических достопримечательностей древнего Киева, которую всегда посещали паломники. Года 1935 большевистская власть, разрушив и церковь и кладбище, уничтожила древнюю "Аскольдова могила"
Вполне вероятно, что христиане были в Киеве во времена киевского князя Игоря, который княжил после Олега. Ибо в условии князя Игоря с греками от 944 года говорится о "Русь окрещенную" и "Русь неохрещену", языческую в дружине Игоря. Две эти части жены дают обязательства соблюдать мир с греками и составляют отдельно присягу в том, сначала в Константинополе, а затем и в Киеве, где "Русь христианскую, - повествует летопись, - водили присягать в церковь св. Илии ... Се бо, кончает летопись, является соборная церковь, потому что много было варягов христиан ".
С этого документа видно, что христианство во времена кн. Игоря значительно распространилось в Киеве. Христиане имели уже публичную ("сборно" в противоположность "домовой"), а может и главную ("сборно" в смысле "соборную") церковь, посреди других церквей в Киеве. Христиане принимают присягу в соблюдении договора государственного и международного значиння; значит христианская религия не только что толеруеться, а поставляется наравне с государственной религией в Киеве, которой было тогда еще язычество. И поэтому не безосновательным является предположение, что и сам князь Игорь, хотя присягал за языческим обычаем, был внутренним христианином. Очевидно, что христианство ширилось тогда уже не только среди варягов, но и среди славянского населения, по крайней мере в высших его общественных слоях. Иначе князь не решился бы оказывать такого значения христианской вере части своих дружинников, как будто вере государственной.
Другие статьи по теме: - Священники-мученики: репрессии против православного духовенства в Закарпатье - Церковь Воздвижения Честного Креста в годы войны - собрание духовенства Киевской епархии - Храм преподобного Иова Почаевского - Роль религии в современном обществе
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|