Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Ученые тоже верят в потусторонние силы

В сущности, убежденный атеист – тот же верующий человек, исповедующий материальные принципы обустройства мира. Возможно, врачу или инженеру, вступающим в отношения с конкретным организмом или прибором, которые можно «пощупать руками» и совершить над ними целенаправленные действия, легче стать закоренелыми материалистами, чем психологу или гуманитарию, путешествующим по заповедным лабиринтам человеческих душ. Но тот же физик-теоретик, являющийся приверженцем квантовой механики, фрактальной логики, теории относительности или волновой генетики, не отрывается ли он от материального носителя в сферу такого неощутимого идеального, которое не то что руками потрогать, но и вообразить немыслимо обычному человеку. Как сказал один знаменитый математик о другом не менее знаменитом поэте: чтобы заняться наукой, ему не хватило фантазии. И все-таки одно дело, когда интеллектуальные экзерциции базируются на экспериментальных фактах и заканчиваются спрогнозированным подтверждением, как это происходит, например, в случае управляемой ядерной реакции, или при изучении космических объектов. Однако в повседневности встречается гораздо больше неподтвержденных теорий и гипотез, как это имеет место в уфологии, парапсихологии, толковании паранормальных явлений и проч.

Известный советский биофизик М.В. Волькенштейн на экзаменах по своему предмету любил задавать студентам вопрос о природе межатомных взаимодействий в растворимой белковой глобуле или молекуле ДНК. Если студент уверенно перечислял все известные виды физических сил, профессор не без хитрости щурил глаз и глубокомысленно вопрошал: «А за счет чего же она живет?». Вот тут-то крылся самый подвох, и, упаси Бог, экзаменующемуся было пуститься в пространные рассуждения о животворящей силе, метагенетических лучах Гурвича, сверхслабых информационных полях – его ждал незамедлительный провал и анафема, а профессор потирал руки в удовлетворении, что разоблачил очередного «лжеученого». Последние годы жизни (1912...1992) Михаил Владимирович особенно много сил уделял борьбе с лженаучными теориями, но, к сожалению, не дожил до времени их пышного цветения. Люди оказались куда более иррациональными, чем виделось многим приверженцам «строгих правил».

Издатель журнала «Скептик» Майкл Шермер в предисловии к своей недавно вышедшей книге «Почему люди верят в странные вещи» цитирует замечание профессора психологии Роберта Штенберга: «Конечно, занимательно слушать о заблуждениях других, когда мы сами абсолютно уверены, что никогда не будем столь глупы. Но возникает вполне обоснованный вопрос: почему даже умные люди верят в таинственные силы?» Шермер объясняет это тем, что интеллектуалы не могут и не хотят расставаться с предрассудками, потому что они привыкли отстаивать свои убеждения, вне зависимости от того, какими путями они пришли к ним. Подобным образом Лев Толстой описывает чувства героя, который сначала врал на потеху публике, потом привык, а с годами сам поверил в придуманную ложь.

1  2  

Другие статьи по теме:

- ю.н. столяров библия и библиотеки
- Археологическое доказательство существования Иисуса Христа
- К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории
- Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века
- Духовная эволюция или деградация? 2
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи