Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский


О божественном происхождении царской власти Жуковский рассуждал еще в дневнике конца 1820-1830-х гг. Но акценты с тех пор изменились. Тогда упор делался на ответственности царя перед Богом - это чувство Жуковский стремился внушить наследнику престола. «Самодержец, ты думаешь, что ты всемогущ! Нет!» - восклицал в 1827 г. поэт. Под явным влиянием просветительских идей несколько позже он писал: «Власть государя ненадежна, если она не в сердце его подданных. Напрасно будут проповедовать, что она происходит от Бога: этому верили слепо наши предки; но теперь такая слепая вера уже невозможна; народ начал мыслить... Власть царя происходит от Бога, - народ будет этому верить, но только тогда, когда сие Божественное происхождение будет для него очевидно! А оно очевидно в одной только благотворности. В наше время Иоанн Грозный не мог бы называть правом Божественным своего ужасного права зверствовать и лить кровь по прихоти» . Так судит просветитель, но просветитель верующий. Своеобразное резюме подобных рассуждений встречаем в дневнике 1834 г.: «Власть царей происходит от Бога, а самовластие царей происходит от черта» .

Убеждение в том, что русский государь должен быть «смиренным исполнителем воли Провидения», всецело подчинив ему свою, Жуковский развивал и в дальнейшем. «Всемогущество принадлежит одному Богу, - записал он в тетради "Мысли и замечания", - горе тому, кто замыслит его себе присвоить...» . Творя благо, не следует проявлять нетерпение и ждать исполнения своих добрых замыслов непременно при своей жизни. Они осуществятся, когда их благословит Бог, ибо добро творит он, а не люди. В несколько иных тонах, чем прежде, говорилось о вере русского народа в спасительность самодержавия. Любовь народа к своим царям, рассуждал Жуковский, укрепилась во времена междоусобиц и татарского ига. Освященное Церковью, это чувство стало «дополнительным членом символа веры, голосом истории, знаменем судьбы народной, синонимом слова Отечество, словом, религиею, благоволением всенародным пред властию высшею, перешедшею в земную». Оно далеко от рабства и восточного деспотизма. «Покорность самодержцу есть благоговение перед святынею, которой поклонялись отцы и деды, отвлеченно от самого лица самодержца». Святыня царской власти - религия, унаследованная от предков. Русский царь должен понять это чувство. Если это произойдет, он не возгордится, а, напротив, преисполнится смирением перед величием идеала, воспитанного в русском народе его историей и христианской верою .

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  

Другие статьи по теме:

- Когда наука становится религией
- Духовная эволюция или деградация?
- Преемство с исторической Россией — духовно-нравственная задача нашего времени
- К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории
- Духовная эволюция или деградация? 2
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи